Всем привет. Вот, про Ингушку решил написать. Давно пора, да всё нет слов... Впервые там оказавшись первое время я задавался одним лишь вопросом: "А почему я не приехал сюда раньше? Тут ведь так клёво!" Но быстренько покопавшись в слотах своей памяти и проанализировав цепочку событий приведшему к столь позднему, для меня открытию Ингушетии, я принял эту неизбежность , оставив лишь крайнее утверждение как призыв-мотивацию к действию.
Попадаешь в долину сквозь Сторожевую арку, минуя суровых стражников - это погран зона, и паспорта у всех проверяют. Меня за ветхость российского оштрафовали в одну из поездок, например, по загранникам раньше пускали, сейчас россиян только по внутренним паспортам. Иностранцам, даже белорусам нужно получать разрешение, пропуск в погранзону. И забирать артефакт сей придётся в Магасе. За Вратами (извините, не фоткал) один большой населённый пункт - Джейрах, за ним сразу поворот к прыжковой локации Мят-лоам. Один из самых "быстрых" и удобных в России винговых экзитов. От заброски на Ниве идти до экзита час.
Мята довольно сурова. Прыгать нужно в ущелье и сразу по нему лететь... Ну как сразу... Секунд пять камни падают.
На этой локации основывается десятый уже Бэйс-фестиваль. Три дня в году Организаторы от Республики оплачивают трансфер на гору и футболки. В этом году набралось человек 7-8 прыгающих с Мят Лоама.
С Мяты я прыгал впервые и точно готов утверждать, что для начального набора опыта этот экзит категорически не подходит. Едем дальше...
Хорошая асфальтированная дорога лезет в гору, и на самой высокой части маршрута с хорошего видового пятака начинается подъём на Цей-ЛоамЪ
Сам экзит отсюда не виден. Подъём на гору проходит с обратной от стены стороне. Из за поворота стена появляется ВНЕЗАПНО
Чуть далее - альплагерь. Место где можно бюджетно и удобно жить. Точка. Можно встать в палатке или в машине, или в домике-контейнере. Есть вода, душ, интернет. Сюда можно садиться и отсюда удобно подниматься.
С альплагеря до начала подъёма пол часа пешком, или 5 минут на машине. Есть тропа из альп-лагеря непосредственно. Так же там достаточно пространства для организации базирования вертолёта, и размещения участников каких-нибудь гипотетических "хелибуг". В альп-лагерь удобно летать если вы летаете в монотреках или даже 2-пис костюме, в маленьких и средних вингах.
Для долгих полётов и тренировки проксисимити - надо лететь прям воль огромной стены и приземляться к "Бэйс-клубу", или даже к башням, что в долине ниже клуба.
Бэйс- клуб "Легенды гор"- следующая важная точка локации. Он в паре километрах дальше альп-лагеря. По факту - это гостиница-видовая кафешка местной кухни из трех блюд: Шурпа\Шашлык\Буреки, с прошитым в своё время лояльным отношением к бэйсерам. Прошивка эта состоялась во времена "Вореводинских" бэйс-фестивалей, которые проводились при поддержке Президента Ингушетии Руслана Аушева, и собственно и создана она была как ориентированное на бэйсеров место, а вышел бизнес такой... В долине это пока единственное место где вообще поесть можно, и бэйсеры лишь малая доля посетителей. После гибели Глеба на Алтае, клубу присвоили его имя. Тут есть парковка где удобно жить в басике, беседки со столами, где можно утрами\вечерами готовить на горелке, душ, вай-фай, и места для укладки. Можно жить в номерах, ценник не помню, но не заоблачный, для короткой поездки, вполне пойдёт.
Подъём.... Про подъём на Цей-Лоам ходят прям байки-страшилки, из разряда - "хрен залезешь". Ну что тут сказать - доля правды в этих версиях имеется. Если вы из уютненького офиса, даже имея по умолчанию неплохую форму залезете на Цей за 5 часов - это вполне неплохо... На вершину идёт альпинистский маршрут 2А категории. Это начальный уровень и туда из альплагеря ходят группы на "разминочные" выходы. Подъём красивый, видовой... Сперва долго набирать по травяному склону
Потом по кулуару, там есть несколько мест где придётся немного полазать
Потом траверсом выходим на гребень
После выхода на гребень есть ещё несколько сложных кусочков, где полный привод подключить придётся, и вы на экзите сэлфаки лупите))
Снег определённо подъём осложняет но периодов когда совсем уж нельзя подняться в году не так много. Зачастую даже зимой Цей Лоам доступен. Если без снега, то среднестатистический бэйсер-не овощ в течение недели расхаживается до 3.5 часов, вполне реально "выходить из трёх" И вполне можно задумываться о двух прыжках в день... Встать пораньше и сил бы хватило. Ну если ходишь в районе трёх часов, то сил на второй подъём хватит априори. А вот спускаться с Цея тяжко, особенно если мокро, снежно, облачно... Легко можно уйти в другой кулуар, или вызовет трудности на спуске небольшая стенка, которую на подъёме особо то и не заметил. Если идти второй раз или сидеть с утра и не суметь прыгнуть до сумерек, спуск по темноте это тоже проблема, да... Ночевать на горе тоже стрёмная тема - высота 3400, укрытия нет... Спросите у Элины Воропаевой каково оно - она расскажет сколько раз присела за ночь.
Вот... К чему я всё это собственно рассказывал? К тому, что Цей-Лоам по совокупности факторов - стенная часть 600 метров с небольшим, но нависанием, с большим количеством вариантов полётных заданий для всех видов костюмов, очень достойные условия по логистике и пребыванию внизу на локации, и вменяемый подъём делает Цей-Лоам скалой на которой будут делать первые вингобэйсовые прыжки очень большое количество российских бэйсеров. Это уже свершившийся факт, и люди туда едут за первым полётом. Раньше, для своей школы я не рассматривал Цей как перворазный объект - есть ведь Бренто или, на худой конец Къераг... Но после нескольких поездок в Ингушетию и наблюдение за первыми полётами там, например Рима Нагимьянова я пришёл к выводу, что Бренто оно конечно есть, и даже доехать до него вполне возможно, но таки Цей не хуже Къерага с точки зрения стенной части и если совсем уж никак до Бренто не доехать то можно и у нас, в Ингушетии. Если вы уверенно пилотируете свой Старк или Твиист или Моно (2-пис костюмы студентов не беру... от аспиранта и выше (в Бренто до вертолётки) - обсуждаемо) имея не менее 100 полётов и 50 успешных бэйс прыжков - я готов вас взять на курс первого полёта в Ингушетию. Перед поездкой надо сделать прыжок в вингсьюте с шара и вообще скай-бэйс опыт в костюме категорически приветствуется. Цей вполне простит доооолгий эстонский старт, завал на голову, и потерю направления в секторе градусов 60... При внеплановой акробатике и открытии рядом со стенкой - тут он даст гораздо меньше шансов. "Биг-вол фоллинг" без костюма в Ингушетии - это пожалуй не про моих студентов))) Про БП и старт в сторону стены - тут шанс даст только Бренто, но и 100 метровое нависание там всего несколько секунд начислит, так что не надо так делать. Ну собственно потому скайбэйс в винге с шара, ну или хотя бы параплана\паратрайка, чтобы отключить в голове страх нулевого потока в крыльях сделать надо. Современные костюмы стартуют сами и если не мешать ему, то от увезёт от стенки. 3-4 секунды и вы почувствуете давление, и старт, 5-6 уже выдыхаете - скала за вами, а впереди "скайдайв". Перепады с Цея 1200-2000 метров - смотря куда и как лететь, и этого более чем достаточно чтобы, даже имея посредственный полёт, открыться высоко и безопасно.
Служба спасения представлена большой МЧСовской базой между Джейрахом и альплагерем. Что там у них за силы и средства и на что они способны я не знаю. Но жёлтый вертолёт за вами прилетит едва ли... Ближайший жёлтый вертолёт находится в Пятигорске и это частная компания.
Они летают на спасработы и если у вас есть страховка покрывающая бэйджампинг, вам даже счёт не выставят. Должно вероятно сильно повезти чтобы информация об ЧС дошла именно к ним. От Пятигорска лететь на Цей часа полтора-два. Счёт за вылет на Цей будет начинаться тысяч с 700... В Минводах есть вертолёты МЧС, но чтобы он взлетел нужно согласование\пинок аж из Москвы... В общем - если вы помираете где то в труднодоступном месте на скале - то помощи ждать особо не откуда - факт. Пока до вас доберутся пешие спасатели, или прилетит вертушка вы уже скорее всего примете Ислам... Даже вызвать спасов сложно. Из связи в долине как то работает лишь Билайн, на хребте пробиваются на палочку-другую МТС и Мегафон, много мест где связи нет совсем. Категорически рекомендую иметь рации и устанавливать взаимодействие с дежурным по альплагерю. Это даст хоть какую то оперативность в экстренных случаях. Они знают кому и как звонить и наведут точнее и может даже сами какие то силы смогут выделить...
Кроме Цея и "Мяты" в долине есть ещё несколько разведанных экзитов, которые вполне добавят разнообразия для "адвансед" пилотов
А ещё Ингушетия - это страна офигенных, просто обалденных видов и башен...
Они везде, куда не глянь. И склепы с костями, древние стены... Стоят себе на изумрудных холмах и только всадника на белом коне между них скачущего не хватает. А ты такой в трёхмерном пространстве над это картой перемещаешься, как дракон сказочный... Есть несколько башен к которым можно приземлиться или даже флай-бай сделать. Да Ингушетия - триповая...
На этом у меня пока всё, спасибо за внимание, яшчэ будзе!!