Найти в Дзене
Дзед Барадзед

Ингушетия - загадочная "Нарния", и Цей-Лоам - русский "Бренто?"...

Всем привет. Вот, про Ингушку решил написать. Давно пора, да всё нет слов... Впервые там оказавшись первое время я задавался одним лишь вопросом: "А почему я не приехал сюда раньше? Тут ведь так клёво!" Но быстренько покопавшись в слотах своей памяти и проанализировав цепочку событий приведшему к столь позднему, для меня открытию Ингушетии, я принял эту неизбежность , оставив лишь крайнее утверждение как призыв-мотивацию к действию.

Цей-Лоам
Цей-Лоам

Попадаешь в долину сквозь Сторожевую арку, минуя суровых стражников - это погран зона, и паспорта у всех проверяют. Меня за ветхость российского оштрафовали в одну из поездок, например, по загранникам раньше пускали, сейчас россиян только по внутренним паспортам. Иностранцам, даже белорусам нужно получать разрешение, пропуск в погранзону. И забирать артефакт сей придётся в Магасе. За Вратами (извините, не фоткал) один большой населённый пункт - Джейрах, за ним сразу поворот к прыжковой локации Мят-лоам. Один из самых "быстрых" и удобных в России винговых экзитов. От заброски на Ниве идти до экзита час.

Мята довольно сурова. Прыгать нужно в ущелье и сразу по нему лететь... Ну как сразу... Секунд пять камни падают.

Вылет из ущелья
Вылет из ущелья

На этой локации основывается десятый уже Бэйс-фестиваль. Три дня в году Организаторы от Республики оплачивают трансфер на гору и футболки. В этом году набралось человек 7-8 прыгающих с Мят Лоама.

С Мяты я прыгал впервые и точно готов утверждать, что для начального набора опыта этот экзит категорически не подходит. Едем дальше...

Хорошая асфальтированная дорога лезет в гору, и на самой высокой части маршрута с хорошего видового пятака начинается подъём на Цей-ЛоамЪ

Сам экзит отсюда не виден. Подъём на гору проходит с обратной от стены стороне. Из за поворота стена появляется ВНЕЗАПНО

-7

Чуть далее - альплагерь. Место где можно бюджетно и удобно жить. Точка. Можно встать в палатке или в машине, или в домике-контейнере. Есть вода, душ, интернет. Сюда можно садиться и отсюда удобно подниматься.

С альплагеря до начала подъёма пол часа пешком, или 5 минут на машине. Есть тропа из альп-лагеря непосредственно. Так же там достаточно пространства для организации базирования вертолёта, и размещения участников каких-нибудь гипотетических "хелибуг". В альп-лагерь удобно летать если вы летаете в монотреках или даже 2-пис костюме, в маленьких и средних вингах.

Для долгих полётов и тренировки проксисимити - надо лететь прям воль огромной стены и приземляться к "Бэйс-клубу", или даже к башням, что в долине ниже клуба.

Бэйс- клуб "Легенды гор"- следующая важная точка локации. Он в паре километрах дальше альп-лагеря. По факту - это гостиница-видовая кафешка местной кухни из трех блюд: Шурпа\Шашлык\Буреки, с прошитым в своё время лояльным отношением к бэйсерам. Прошивка эта состоялась во времена "Вореводинских" бэйс-фестивалей, которые проводились при поддержке Президента Ингушетии Руслана Аушева, и собственно и создана она была как ориентированное на бэйсеров место, а вышел бизнес такой... В долине это пока единственное место где вообще поесть можно, и бэйсеры лишь малая доля посетителей. После гибели Глеба на Алтае, клубу присвоили его имя. Тут есть парковка где удобно жить в басике, беседки со столами, где можно утрами\вечерами готовить на горелке, душ, вай-фай, и места для укладки. Можно жить в номерах, ценник не помню, но не заоблачный, для короткой поездки, вполне пойдёт.

Подъём.... Про подъём на Цей-Лоам ходят прям байки-страшилки, из разряда - "хрен залезешь". Ну что тут сказать - доля правды в этих версиях имеется. Если вы из уютненького офиса, даже имея по умолчанию неплохую форму залезете на Цей за 5 часов - это вполне неплохо... На вершину идёт альпинистский маршрут 2А категории. Это начальный уровень и туда из альплагеря ходят группы на "разминочные" выходы. Подъём красивый, видовой... Сперва долго набирать по травяному склону

Потом по кулуару, там есть несколько мест где придётся немного полазать

-11

Потом траверсом выходим на гребень

После выхода на гребень есть ещё несколько сложных кусочков, где полный привод подключить придётся, и вы на экзите сэлфаки лупите))

Снег определённо подъём осложняет но периодов когда совсем уж нельзя подняться в году не так много. Зачастую даже зимой Цей Лоам доступен. Если без снега, то среднестатистический бэйсер-не овощ в течение недели расхаживается до 3.5 часов, вполне реально "выходить из трёх" И вполне можно задумываться о двух прыжках в день... Встать пораньше и сил бы хватило. Ну если ходишь в районе трёх часов, то сил на второй подъём хватит априори. А вот спускаться с Цея тяжко, особенно если мокро, снежно, облачно... Легко можно уйти в другой кулуар, или вызовет трудности на спуске небольшая стенка, которую на подъёме особо то и не заметил. Если идти второй раз или сидеть с утра и не суметь прыгнуть до сумерек, спуск по темноте это тоже проблема, да... Ночевать на горе тоже стрёмная тема - высота 3400, укрытия нет... Спросите у Элины Воропаевой каково оно - она расскажет сколько раз присела за ночь.

Вот... К чему я всё это собственно рассказывал? К тому, что Цей-Лоам по совокупности факторов - стенная часть 600 метров с небольшим, но нависанием, с большим количеством вариантов полётных заданий для всех видов костюмов, очень достойные условия по логистике и пребыванию внизу на локации, и вменяемый подъём делает Цей-Лоам скалой на которой будут делать первые вингобэйсовые прыжки очень большое количество российских бэйсеров. Это уже свершившийся факт, и люди туда едут за первым полётом. Раньше, для своей школы я не рассматривал Цей как перворазный объект - есть ведь Бренто или, на худой конец Къераг... Но после нескольких поездок в Ингушетию и наблюдение за первыми полётами там, например Рима Нагимьянова я пришёл к выводу, что Бренто оно конечно есть, и даже доехать до него вполне возможно, но таки Цей не хуже Къерага с точки зрения стенной части и если совсем уж никак до Бренто не доехать то можно и у нас, в Ингушетии. Если вы уверенно пилотируете свой Старк или Твиист или Моно (2-пис костюмы студентов не беру... от аспиранта и выше (в Бренто до вертолётки) - обсуждаемо) имея не менее 100 полётов и 50 успешных бэйс прыжков - я готов вас взять на курс первого полёта в Ингушетию. Перед поездкой надо сделать прыжок в вингсьюте с шара и вообще скай-бэйс опыт в костюме категорически приветствуется. Цей вполне простит доооолгий эстонский старт, завал на голову, и потерю направления в секторе градусов 60... При внеплановой акробатике и открытии рядом со стенкой - тут он даст гораздо меньше шансов. "Биг-вол фоллинг" без костюма в Ингушетии - это пожалуй не про моих студентов))) Про БП и старт в сторону стены - тут шанс даст только Бренто, но и 100 метровое нависание там всего несколько секунд начислит, так что не надо так делать. Ну собственно потому скайбэйс в винге с шара, ну или хотя бы параплана\паратрайка, чтобы отключить в голове страх нулевого потока в крыльях сделать надо. Современные костюмы стартуют сами и если не мешать ему, то от увезёт от стенки. 3-4 секунды и вы почувствуете давление, и старт, 5-6 уже выдыхаете - скала за вами, а впереди "скайдайв". Перепады с Цея 1200-2000 метров - смотря куда и как лететь, и этого более чем достаточно чтобы, даже имея посредственный полёт, открыться высоко и безопасно.

Служба спасения представлена большой МЧСовской базой между Джейрахом и альплагерем. Что там у них за силы и средства и на что они способны я не знаю. Но жёлтый вертолёт за вами прилетит едва ли... Ближайший жёлтый вертолёт находится в Пятигорске и это частная компания.
Они летают на спасработы и если у вас есть страховка покрывающая бэйджампинг, вам даже счёт не выставят. Должно вероятно сильно повезти чтобы информация об ЧС дошла именно к ним. От Пятигорска лететь на Цей часа полтора-два. Счёт за вылет на Цей будет начинаться тысяч с 700... В Минводах есть вертолёты МЧС, но чтобы он взлетел нужно согласование\пинок аж из Москвы... В общем - если вы помираете где то в труднодоступном месте на скале - то помощи ждать особо не откуда - факт. Пока до вас доберутся пешие спасатели, или прилетит вертушка вы уже скорее всего примете Ислам... Даже вызвать спасов сложно. Из связи в долине как то работает лишь Билайн, на хребте пробиваются на палочку-другую МТС и Мегафон, много мест где связи нет совсем. Категорически рекомендую иметь рации и устанавливать взаимодействие с дежурным по альплагерю. Это даст хоть какую то оперативность в экстренных случаях. Они знают кому и как звонить и наведут точнее и может даже сами какие то силы смогут выделить...

Кроме Цея и "Мяты" в долине есть ещё несколько разведанных экзитов, которые вполне добавят разнообразия для "адвансед" пилотов

А ещё Ингушетия - это страна офигенных, просто обалденных видов и башен...

Они везде, куда не глянь. И склепы с костями, древние стены... Стоят себе на изумрудных холмах и только всадника на белом коне между них скачущего не хватает. А ты такой в трёхмерном пространстве над это картой перемещаешься, как дракон сказочный... Есть несколько башен к которым можно приземлиться или даже флай-бай сделать. Да Ингушетия - триповая...

На этом у меня пока всё, спасибо за внимание, яшчэ будзе!!