Наткнулась на эту цитату в книге. Задевает за живое. Ведь суть моей работы — объяснять так, чтобы ребенок понял. Нашла источник. Книга называется «Внутри и вне помойного ведра». Весьма своеобразная автобиография психолога, основателя гештальт-психологии Фредерика Перлз. Попробовала почитать. Но чтобы его понять мне требовались объяснения, как вы понимаете их там не оказалось.
Поиск в других источниках пролил свет на эту цитату. Перлз разделили понятия объяснения и понимания. Согласно его теории понимание приходит только через опыт, чувства и ощущения. А изучение информации это объяснения. Можно изучить всю теорию музыки и техники игры на пианино, но так и не понять, как на нем играть.
Раньше я была поборников чистой математики. Резко возражала против приведения примеров для доказательства утверждения. Оно должно быть в общем виде. Иначе это и не доказательство вовсе.
Но потом стала прозревать. Как ребенок может доказать что-то, если в нем нет понимания? Сначала практический опыт, потом его теоретическая концептуализация и только потом общее доказательство.
Ведь именно так и совершались все открытия. Люди наблюдали, копили опыт, замечали закономерности. Затем делали теоретическое предположение и доказывали его. По этому пути можно пройти с детьми. То, что Перлз назвал «совершать открытия». Я пробою реализовать этот подход в этом году. Некоторые дети сразу влились и показывают хорошие результаты. Но есть и такие, кто сопротивляются.
Они требуют четких инструкций. Скажите мне как сделать и я сделаю. Некоторые так и заявляют на занятии. В такие моменты я немного теряюсь. Раньше дала бы инструкцию. Но теперь язык не поворачивается. Потому что я знаю, что на этом работа его мышления прекратится. Действия по инструкции не предполагают напряжения ума.
Иногда это удаётся перебороть. Но случается и так, что ребенок уходит в глухую оборону. На все вопросы говорит только одно: «Я не понимаю.» Пока я не знаю, как с этим бороться. Есть вариант оставить этот вопрос и вернуться к нему позже, когда страсти утихнут. Но это не очень удобно для моей практики.
P.S. Пересматривала фильм «Крылышко или ножка?». Главный герой обнаружил, что потерял вкус. В панике спрашивает у врача, что с ним. Тот отвечает: «Агенезия.» Слово есть, но оно не добавляет понимания.
P.P.S. Странно, что они употребили термин «агенезия». В других источниках потерю вкуса и обоняния называют аносмия.