Что делать, когда твои младшие коллеги Алеша Попович и Добрыня Никитич уже сделали богатырскую карьеру, а у тебя лапки?
Нужно осваивать визуализацию, рисовать карту желаний на печи и верить, что когда-нибудь и на твоей улице перевернется повозка с пряниками. Так произошло с нашим самым любимым и народным персонажем героического эпоса.
Илья Муромец родился в городе Муроме, селе Карачарове. Как мы знаем про других богатырей: Добрыня родом из Рязани, Алеша из Ростова.
Самое главное в Илье Муромце - это то, что он из крестьян, это подчеркивает его народность в былине.
До того, как Киевская Русь узнала о подвигах богатыря, Илья Муромец «сидит сиднем» 33 года. В сказке часто юмористически описывается, как Иван-дурак сидел на печи, но былина - дело другое, это героическая история и сидение Ильи никогда не высмеивается. Он сидит на печи по совершенно понятной причине, он болен, парализован. «Тридцать лет был больной, сидел на гноище». Часто он сидит именно на печи, где в деревне сидят или лежат больные. Когда случилась с ним эта хворь, об этом нам не ведомо.
И вот как-то раз, когда он дома был один, приходят волонтёры собирать подписи за митинг против Идолища Поганого, которое засело в Киеве. Илья не может встать им навстречу, нет силушки взять в руки перышко и черкнуть крестик в бюллетене.
«А стань-ко ты, стань, как добрый молодец», — настаивают волонтёры. Илья превозмогает себя, и происходит чудо: «Резвы ножоцьки растянулися». Да так растянулися, что Илья сразу начинает ходить богатырской походкой. Это когда под тобой земля дрожит и калиновый пол прогибается.
Так вот, после 30 лет сидения на печи Илья первым делом понесся на кухню принести всем кваску и обмыть событие. Но волонтёры ему «отворачивают», то есть сами не пьют, а предлагают испить Илье.
Происходит второе чудо: у Ильи не только ноги становятся богатырскими, но происходит сильный прилив огромной, нечеловеческой силы. «Что чувствуешь в себе, Илья?» «Слышу в себе силушку великую». Волонтёры дают ему испить во второй раз, и теперь сила его настолько велика, что были бы горы рядом, Ильюха их одной рукой бы свернул. Тут волонтёры малость струхнули, вспомнили старую пословицу: сила есть, ума не надо и дали испить Илье в третий раз, и сила его убавляется наполовину.
Но поскольку это русский героический эпос, то героизм богатыря в нём определяется не наличием силы, а тем, на что эта сила направлена.
«Момент получения Ильей силы есть момент превращения крестьянина Ильи в богатыря. Сиденье 30 лет на печи в этом отношении приобретает особое значение: героем, богатырем становится убогий человек из народа.»
Больше всех в этой ситуации обрадовались родители, которые гнули спину в полях. «Теперь план по сбору урожая перевыполним на пять лет», думали счастливые предки. Чтобы очистить поле, Илья дубы вырывает прямо с корнем и бросает их в воду. Постепенно радость родителей сменяется испугом и ужасом. «Эдак, он нам все поле угробит с такой-то силищей», начинают думать старики.
Мать, видя, как Илья работает, говорит: «Видно, дитё будет нам не кормилицо».
Тогда Илья стал думать, какую профессию выбрать, годы-то не молодые. Взвесил свои новые сильные стороны, подумал о том, чему научиться не успел и решил, что способностей и образования вполне хватает, чтобы «заложиться за князя за Владимира», «постоять за Киев же». Как пишет В.Я. Пропп, «идея служения Киеву и Владимиру представляет собой одну из главных идей раннего русского эпоса. Это идея народного и государственного единства в эпоху феодальной раздробленности.»
Много славных подвигов совершил Илья: победил Соловья-разбойника, прогнал Идолище Поганое, отрубил голову Жидовину, с татарами бился и слава о нем живёт и по сей день.
Часто встает вопрос, а существовал ли реальный человек - Илья Муромец? Некоторые историки даже нашли могилу и мощи Ильи. По этой версии, прототипом богатыря может быть силач по прозванию «Чоботок», ставший монахом по имени Илия Печерский. Соответственно мощи находятся в Киево-Печерской лавре. Якобы даже проводилась экспертиза этих останков, в результате которой выяснилось, что человек действительно был парализован в юности. А во Владимирской области, в селе Карачарово (сейчас это район в Муроме) даже стоит домик на холме, якобы претендующий на то место, где мог стоять дом Ильи Муромца. На месте же ныне заброшенной Троицкой церкви якобы был построен деревянный храм, для которого Ильюха вынес на берег три огромных мореных дуба, выловленных из Оки. Неподалеку от нее находится святой источник, по преданию, забивший на месте «скока» богатырского коня Ильи Муромца.
Лично я больше склоняюсь к версии русского фольклориста В.Я. Проппа, который считал, что Илья Муромец - собирательный образ русского богатыря в героическом эпосе. А вы как думаете, жил или нет на самом деле такой богатырь, Ильюша Муромец?
#илья муромец #сказка #сказки #русские былины #фольклор #мифология #легенды #богатыри