Как живётся русскому человеку в глубинке? Не чувствует ли он себя забытым и брошенным? Связан ли он с миром не только дорогами, газом, интернетом, телефоном и телевизором? Есть ли все это у него, кстати? Если кто не понимает, что ещё нужно, кроме перечисленного, то, на всякий случай: я имею ввиду не только получение медицинской помощи, школьного образования и правоохранительной защиты, я ещё имею ввиду ту связь, которая даёт человеку чувство гордости за то, что ты гражданин именно этой, твоей страны; ту связь, что даёт чувство радости за участие в достижениях России, ее победах; уверенности, что тебе всегда помогут и спасут; что ты не умрешь с голода даже если будешь парализован и ближайший магазин будет в 100 км от тебя. Остальное придумайте сами.
«Весь мир перестраивался заново, у нас же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из бревен и соломы». (Чаадаев, Философические письма, Письмо первое, Некрополис, 1829 год, 1 декабря )
Когда-то давно, ещё в 2007 году, улетая жить на Кипр, я написала мою первую новеллу «Другое измерение», которая вошла в книгу «Аттракционы чувств», вышедшую в 2008 году под псевдонимом Паша Ксенина.
В новелле я размышляла о том, как я уезжала к тёплому морю просто жить. Жить без проблем и стрессов, без холода в климате и отношениях между людьми. Не работать. Просто учить сына в языковой школе, поправлять здоровье моей семьи, писать мою первую книгу. Я чувствовала себя виноватой. Мне казалось, что я должна всем тем людям, кто остаётся в холодной стране, где мало солнца и света, где у многих мало еды и свободы, где дети болеют всегда: и летом, и весной, и в любое время года. Мне было очень стыдно, что у меня все не так плохо, и я могу оставить русские проблемы с врачами, учителями, невкусными и дорогими продуктами в Москве, - и примерить на себя безоблачное кипрское небо, монотонную волну Средиземного моря и вечные-вечные весну и лето острова Афродиты. Нас ждала необыкновенная, добрая школа под руководством нашего Посольства, с православными иконами, с преподавателями носителями языков, с педагогами кандидатами наук; умеющие дружить и добиваться поставленных целей в учебе, дети; думающие врачи, получившие образование в Англии и Греции не за взятки; кипрские вкусные продукты, выращенные руками местных бабушек в горах Троодос: оливковое масло, сыр Халуми, кипрский горный мёд; пахнущие специями кипрские гвоздики, волны Куриума и покой Протараса.
Эта новелла, где я описала мое чувство вины человека, покидающего надолго Родину, побеждала потом в литературных конкурсах, была отмечена не слишком громким и не сильно известным литературным сообществом, как произведение, в котором есть русская душа и правда. Сегодня я опять хотела бы вернуться к теме, которая вновь гложет меня: «...Всю дорогу я думала о тяжелой судьбе, живущих вот в таких забытых Богом российских деревушках и селах. В тех краях время как будто потерялось и уже не может изменить что-либо! Безвременье! Застой! Информационный и интеллектуальный вакуум! Не подключенное к общей сети, непокоренное пространство! А человек там также рождается! И живет! И стареет!
И вот такое несоответствие реального человеческого времени и социального безвременья заставляет бросить все и бежать без оглядки туда, где все живет, движется, развивается вместе с тобой и где ты, быть может, нужен не только себе самому!» «...Нестерпимое чувство вины терзало душу. Я с трудом сдерживала слезы. Чувствовала, как вот с такими бабками( в новелле есть персонаж старенькой продавщицы на трассе у заброшенной деревни) уходит, умирает не большая индустриальная страна, а маленькая аграрная Россия с так и не зародившимся хозяином земли. Окончательно и безвозвратно теряется в жестоких исторических перипетиях и трагических судьбах самобытная, не придуманная, а созданная многими поколениями культура русского народа.
Крестьянин, не имеющий земли, живущий в лачуге без элементарных удобств цивилизации - даже не крепостной! Даже не раб! Он вообще ничей! Он вечно маленький, беззащитный, лишний и чуждый большому государству-машине элемент! Наш крестьянин - обуза, от которой государство столетиями никак избавиться не может! Уж что только с ним не делали! Каких только пыток и казней не придумывали! А он все живет и живет! Таракан живучий!
Кто виноват? Что с ним делать? Судя по ситуации, ответ на этот вопрос уже известен! Скоро истребим его! Совсем не останется! Ни одного!
Хранитель русских традиций и культуры стал жертвой индустриализации и милитаризации экономики, а после развала этой экономики, теперь и вовсе вынужден превратиться в привидение бестелесное! Привидение возмущается по ночам, но его уже давно никто не боится! Вот только извести никак не могут! Ведь всякому явлению отведено место во Вселенной и сторожат это место не люди-дельцы, а законы Мироздания! А их ни один человек отменить не в силе! Ох, и оживет крестьянин наш! Ох, и материализуется! Поднимется его дубина! Касками и туалетной бумагой запасайтесь!...»
(Паша Ксенина, сборник рассказов «Аттракционы чувств», «Другое измерение», 2008 год).
Через год мы вернулись в Москву. Так сложились обстоятельства. Я очень затосковала по Родине. Я поняла, что жить в другой стране не смогу. Я слишком русский человек. Мне нужна моя Родина и ее образ. Этот образ должен быть мной осязаем. Чтобы я могла к нему прикоснуться: обнять берёзку, пройтись по ромашковому полю, собрать в плетёную корзинку грибов, перекреститься у иконы в нашем храме. Вот такая она, моя Родина.
Совсем недавно я набросала небольшую заметку на эту же тему для одной православной страницы в инстаграм. Так как в инстаграме мы ее решили не публиковать, я этой заметкой хочу закончить эту первую статью-размышление о нашей малой Родине и нашей православной душе.
Протоиерей Андрей Ткачев. Наверное вам известно это имя, этот православный автор и телеведущий. Неоднократный номинант Патриаршей литературной премии, один из победителей конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая книга для молодежи». Его книги печатают известные издательства, его высказывания часто цитируют другие авторы. Я хотела бы познакомить вас с одной его недавней статьей, которая не могла оставить меня равнодушной, так как написана она, можно сказать, - о том, что меня сегодня очень волнует, о чем я часто думаю. О нашем Степановском, о наших односельчанах и о жизни в столь крохотных уголках России, но прекрасных и чистых, наполненных бескрайними полями, родниковой водой, ясным небом, колокольным звоном возрождающихся храмов и церквей. В статье нет ни наших географических координат, ни наших имён, ни рисунка той карты, на которой мы были бы отмечены хоть маленькой точечкой, нет ни слова о нашем ежедневном труде и наших немногочисленных жителях, коих и 200 человек постоянных вряд ли наберется, но мы уверены - эта статья - о нас. О нашей крошечной Родине Степановское. О том, что нашими сохранёнными обителями, приходами и поселениями полна земля русская. И человек здесь, даже вопреки всем историческим перипетиям, и рождается, и живёт, и крестится, помня о Боге; и молится за свою Отчизну. Трогает душу, как написано у Андрея Ткачёва: «Русь сильна не только большими обителями.
Есть огромное количество возрождаемых ничтожных обителей... Там все богатство – одна корова, одна коза доящаяся, пара собак и маленькая церковь, плохо отапливаемая...» «...В торговом центре русским человеком быть трудно. Лучше всего им быть в сельском храме или в маленьком монастыре. Чем меньше, тем лучше. В этом очень назрела потребность.
Как говорил Грибоедов: «Я только в храме чувствую себя русским, больше нигде. Ни на балете не чувствую, ни в театре не чувствую, ни на балах не чувствую. Только в храме....»
Продолжение следует!
Подписывайтесь на мой канал, если интересно. Ставьте лайки, если хотите, чтобы алгоритм Дзена продвигал мои статьи и рекомендовал их читателям. Пишите комментарии, если хочется излить душу и чувства. Это лучше, чем ходить по психологам, но помогает меньше, чем молитва у иконы в храме.
#культура #путешествия #политика #история #интересные факты #саморазвитие #религия #россия #паша ксенина #аттракционы чувств