Найти тему

Как я из Москвы уехала в деревню жить. Открываю новую рубрику «Малая русская Родина - наша большая православная душа».

Как живётся русскому человеку в глубинке? Не чувствует ли он себя забытым и брошенным? Связан ли он с миром не только дорогами, газом, интернетом, телефоном и телевизором? Есть ли все это у него, кстати? Если кто не понимает, что ещё нужно, кроме перечисленного, то, на всякий случай: я имею ввиду не только получение медицинской помощи, школьного образования и правоохранительной защиты, я ещё имею ввиду ту связь, которая даёт человеку чувство гордости за то, что ты гражданин именно этой, твоей страны; ту связь, что даёт чувство радости за участие в достижениях России, ее победах; уверенности, что тебе всегда помогут и спасут; что ты не умрешь с голода даже если будешь парализован и ближайший магазин будет в 100 км от тебя. Остальное придумайте сами.

Ах, как хочется смотреть и смотреть на это фото! Сколько любви и счастья в нем! Моя Родина. Мое детство. В таких домах когда-то жили мои деревенские подружки. Но как живётся теперь там? Наташа, Марина, Лена, Серёжа. Тетя Нина, тетя Зина, тетя Валя. Живы ли вы? Есть ли кому подправить ваш дом.
Ах, как хочется смотреть и смотреть на это фото! Сколько любви и счастья в нем! Моя Родина. Мое детство. В таких домах когда-то жили мои деревенские подружки. Но как живётся теперь там? Наташа, Марина, Лена, Серёжа. Тетя Нина, тетя Зина, тетя Валя. Живы ли вы? Есть ли кому подправить ваш дом.

«Весь мир перестраивался заново, у нас же ничего не созидалось: мы по-прежнему ютились в своих лачугах из бревен и соломы». (Чаадаев, Философические письма, Письмо первое, Некрополис, 1829 год, 1 декабря )

Когда-то давно, ещё в 2007 году, улетая жить на Кипр,  я написала мою первую новеллу «Другое измерение», которая вошла в книгу «Аттракционы чувств», вышедшую в 2008 году под псевдонимом Паша Ксенина.

В новелле я размышляла о том, как я уезжала к тёплому морю просто жить. Жить без проблем и стрессов, без холода в климате и отношениях между людьми. Не работать. Просто учить сына в языковой школе, поправлять здоровье моей семьи, писать мою первую книгу. Я чувствовала себя виноватой. Мне казалось, что я должна всем тем людям, кто остаётся в холодной стране, где мало солнца и света, где у многих мало еды и свободы, где дети болеют всегда: и летом, и весной, и в любое время года. Мне было очень стыдно, что у меня все не так плохо, и я могу оставить русские проблемы с врачами, учителями, невкусными и дорогими продуктами в Москве, -  и примерить на себя безоблачное кипрское небо, монотонную волну Средиземного моря и вечные-вечные весну и лето острова Афродиты. Нас ждала необыкновенная, добрая школа под руководством нашего Посольства, с православными иконами, с преподавателями носителями языков, с педагогами кандидатами наук; умеющие дружить и добиваться поставленных целей в учебе, дети; думающие врачи, получившие образование в Англии и Греции не за взятки; кипрские вкусные продукты, выращенные руками местных бабушек в горах Троодос: оливковое масло, сыр Халуми, кипрский горный мёд; пахнущие специями кипрские гвоздики, волны Куриума и покой Протараса. 

Камень Афродиты. По преданиям, здесь, из пены морской, вышла из моря богиня любви Афродита.
Камень Афродиты. По преданиям, здесь, из пены морской, вышла из моря богиня любви Афродита.

Эта новелла, где я описала мое чувство вины человека, покидающего надолго Родину, побеждала потом в литературных конкурсах, была отмечена не слишком громким и не сильно известным литературным сообществом, как произведение, в котором есть русская душа и правда. Сегодня я опять хотела бы вернуться к теме, которая вновь гложет меня: «...Всю дорогу я думала о тяжелой судьбе, живущих вот в таких забытых Богом российских деревушках и селах. В тех краях время как будто потерялось и уже не может изменить что-либо! Безвременье! Застой! Информационный и интеллектуальный вакуум! Не подключенное к общей сети, непокоренное пространство! А человек там также рождается! И живет! И стареет!

Погас очаг. Нет больше той деревни. Умер последний ее житель. Никто больше в таком доме не сварит, не поест, не перекрестится.
Погас очаг. Нет больше той деревни. Умер последний ее житель. Никто больше в таком доме не сварит, не поест, не перекрестится.

И вот такое несоответствие реального человеческого времени и социального безвременья заставляет бросить все и бежать без оглядки туда, где все живет, движется, развивается вместе с тобой и где ты, быть может, нужен не только себе самому!» «...Нестерпимое чувство вины терзало душу. Я с трудом сдерживала слезы. Чувствовала, как вот с такими бабками( в новелле есть персонаж старенькой продавщицы на трассе у заброшенной деревни) уходит, умирает не большая индустриальная страна, а маленькая аграрная Россия с так и не зародившимся хозяином земли. Окончательно и безвозвратно теряется в жестоких исторических перипетиях и трагических судьбах самобытная, не придуманная, а созданная многими поколениями культура русского народа.

Живой колосок, который кормит нас. Его берегут натруженные крестьянские руки. В глухомани, где часто нет даже асфальтированных дорог, выживают фермеры и индивидуальные предприниматели. К слову сказать, сегодня у многих дела пошли на лад.
Живой колосок, который кормит нас. Его берегут натруженные крестьянские руки. В глухомани, где часто нет даже асфальтированных дорог, выживают фермеры и индивидуальные предприниматели. К слову сказать, сегодня у многих дела пошли на лад.

Крестьянин, не имеющий земли, живущий в лачуге без элементарных удобств цивилизации - даже не крепостной! Даже не раб! Он вообще ничей! Он вечно маленький, беззащитный, лишний и чуждый большому государству-машине элемент! Наш крестьянин - обуза, от которой государство столетиями никак избавиться не может! Уж что только с ним не делали! Каких только пыток и казней не придумывали! А он все живет и живет! Таракан живучий!

Кто виноват? Что с ним делать? Судя по ситуации, ответ на этот вопрос уже известен! Скоро истребим его! Совсем не останется! Ни одного!

 Хранитель русских традиций и культуры стал жертвой индустриализации и милитаризации экономики, а после развала этой экономики, теперь и вовсе вынужден превратиться в привидение бестелесное! Привидение возмущается по ночам, но его уже давно никто не боится! Вот только извести никак не могут! Ведь всякому явлению отведено место во Вселенной и сторожат это место не люди-дельцы, а законы Мироздания! А их ни один человек отменить не в силе! Ох, и оживет крестьянин наш! Ох, и материализуется! Поднимется его дубина! Касками и туалетной бумагой запасайтесь!...»

(Паша Ксенина, сборник рассказов «Аттракционы чувств», «Другое измерение», 2008 год).

Через год мы вернулись в Москву. Так сложились обстоятельства. Я очень затосковала по Родине. Я поняла, что жить в другой стране не смогу. Я слишком русский человек. Мне нужна моя Родина и ее образ. Этот образ должен быть мной осязаем. Чтобы я могла к нему прикоснуться: обнять берёзку, пройтись по ромашковому полю, собрать в плетёную корзинку грибов, перекреститься у иконы в нашем храме. Вот такая она, моя Родина.

-6
-7

Совсем недавно я набросала небольшую заметку на эту же тему для одной православной страницы в инстаграм. Так как в инстаграме мы ее решили не публиковать, я этой заметкой хочу закончить эту первую статью-размышление о нашей малой Родине и нашей православной душе. 

Протоиерей Андрей Ткачев. Наверное вам известно это имя, этот православный автор и телеведущий. Неоднократный номинант Патриаршей литературной премии, один из победителей конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Лучшая книга для молодежи». Его книги печатают известные издательства, его высказывания часто цитируют другие авторы. Я хотела бы познакомить вас с одной его недавней статьей, которая не могла оставить меня равнодушной, так как написана она, можно сказать, -  о том, что меня сегодня очень волнует, о чем я часто думаю. О нашем Степановском, о наших односельчанах и о жизни в столь крохотных уголках России, но прекрасных и чистых, наполненных бескрайними полями, родниковой водой, ясным небом, колокольным звоном возрождающихся храмов и церквей. В статье нет ни наших географических координат, ни наших имён, ни рисунка той карты, на которой мы были бы отмечены хоть маленькой точечкой, нет ни слова о нашем ежедневном труде и наших немногочисленных жителях, коих и 200 человек постоянных вряд ли наберется, но мы уверены - эта статья - о нас. О нашей крошечной Родине Степановское. О том, что нашими сохранёнными обителями, приходами и поселениями полна земля русская. И человек здесь, даже вопреки всем историческим перипетиям, и рождается, и живёт, и крестится, помня о Боге; и молится за свою Отчизну. Трогает душу, как написано у Андрея Ткачёва: «Русь сильна не только большими обителями.

Есть огромное количество возрождаемых ничтожных обителей... Там все богатство – одна корова, одна коза доящаяся, пара собак и маленькая церковь, плохо отапливаемая...» «...В торговом центре русским человеком быть трудно. Лучше всего им быть в сельском храме или в маленьком монастыре. Чем меньше, тем лучше. В этом очень назрела потребность.

Как говорил Грибоедов: «Я только в храме чувствую себя русским, больше нигде. Ни на балете не чувствую, ни в театре не чувствую, ни на балах не чувствую. Только в храме....» 

 

Продолжение следует!

Подписывайтесь на мой канал, если интересно. Ставьте лайки, если хотите, чтобы алгоритм Дзена продвигал мои статьи и рекомендовал их читателям. Пишите комментарии, если хочется излить душу и чувства. Это лучше, чем ходить по психологам, но помогает меньше, чем молитва у иконы в храме. 

#культура #путешествия #политика #история #интересные факты #саморазвитие #религия #россия #паша ксенина #аттракционы чувств