Пожалуй, нет в истории советского кинематографа вестерна более удачного, чем "Неуловимые мстители".
Ну, разве что "Белое солнце пустыни". Но это совсем другая история
Фильм "Неуловимые мстители" – это целая эпоха в кино, породившая огромное количество мемов, как сейчас говорят.
А знаменитый кадр четырех всадников на фоне восходящего солнца и вовсе стал символом смелости, мужества и приключений для несколько поколений.
А уж про цитаты из фильма, которые ушли в народ, и говорить нечего.
Это, наверное, самая известная фраза из фильма.
Но мне больше нравится фраза из второго фильма трилогии.
Когда Валерка демонстрирует, так называемую, «исландскую правду» высшей пробы - вбегает в комендатуру и кричит:
«В городе красные! Капитан Овечкин убит!».
Он ведь говорит чистую правду, не уточняя при этом, что красные - это он, и Овечкина, собственно, тоже он.
Но вернемся все-таки к первому фильму. Именно о нем я хочу сегодня поговорить, как о фильме, давшем старт франшизе, как сказали бы теперь,
1. Итак, начало, которого не было.
Думаю, все помнят начало фильма, первую сцену.
Горит село, а атаман Лютый расправляется с отцом Даньки и Ксанки Щусей, которые все это видят, но не могут вмешаться. В результате они создают собственное сопротивление.
Однако, этой сцены не было в первоначальном сценарии. Мало того, фильм был снят, смонтирован без этой сцены, и показан художественному совету.
Художественному совету фильм понравился, но авторам фильма было сказано фильм доработать, поскольку, по мнению совета, главные герои дети и для создания сопротивления у них должна быть мощная мотивация.
Абсолютно согласен с мнением художественного совета по этому поводу.
2. Цыган, он же китаец, он же грузин.
Думаю, все поклонники фильма "Неуловимые мстители" знают, что это экранизация повести повести "Красные дьяволята". Одним из самых колоритных персонажей в этой повести был китаец.
Однако, режиссёр сразу решил заменить его на цыгана исключительно из меркантильных, скажем так, соображений – чтобы добавить фильму яркого колорита и песен.
Но вот какая незадача – найти актера цыгана подходящего возраста оказалось большой проблемой.
Тогда режиссёра стали уговаривать взять на эту роль молодого грузинского актера. Мол, грузины тоже музыкальны и колоритны, то, что надо.
В общем, как что там было на самом деле, но теперь официальная версия или легенда, если угодно, гласит, что актёр Василий Васильев, который уже пробовался на эту роль и не понравился режиссеру, потому что у него были короткие волосы, нашел где-то на студии парик Ромео, надел его и пошел на повторное прослушивание.
Вот так, благодаря парику, его и утвердили на роль.
3. Отец Филозоф, злой пастырь.
В банде Лютого, был, как известно, свой "Капеллан" - вечно пьяный, неумный священник, которого звали Философом.
Интересно, что такое имя на самом деле существует в греческом языке, на старославянском оно звучит как Любомысл. Для священника тех времен вполне нормальное имя, кстати.
Но Философ – это могло быть и прозвище, которое дали еще в семинарии, где, как известно, было несколько отделений - грамматики, риторы, философы и богословы.
Так человека, закончившего филфак, друзья вполне могут звать Филологом.
4. Звенящая пошлость!
Да, именно так.
Ах, эта Белокурая Жози, яркая спутница Бубы, которая, которая, увы, похоже, не дошла до Одессы.
Она исполняет в фильме проникновеннейший романс, текст которого однажды ночью написал сам режиссер.
Впечатленным сим действием, он разбудил свою супругу и тут же стал ей зачитывать свои вирши.
Супруга внимательно выслушала и сказала – фу, какая пошлость.
Значит, то, что надо, подумал режиссер и включил романс на собственные стихи в фильм.
Действительно, какой еще романс, кроме пошлого, могла исполнять Белокурая Жози.
Эта ночь будет жить в нашей памяти вечно,
Эта ночь покоренных и жгучих сердец,
До утра ты шептал мне, так страстно и нежно,
Что со мною пойдешь под венец.
5. Гай Ричи и Джанни Родари
Казалось бы, при чем здесь классик итальянской литературы и известный английский режиссер?
Оказывается, они оба смотрели фильм «Неуловимые мстители».
Джанни Родари фильм показали, когда он был в Советском Союзе в 1979 году.
Гай Ричи в СССР не был, но он определенно этот фильм видел. Потому что в самом известном его фильме
«Карты, деньги, два ствола» есть сцена, полностью совпадающая со сценой перестрелки в трактире и "чудесному" спасению атамана Лютого.
И так как сцена сделана буквально один в один, это именно дань уважения фильму, а не простое цитирование.
Вот такие интересные факты о съемках потрясающего советского вестерна «Неуловимые мстители».
А вам нравится этот фильм?