Казалось бы, выражение «шляпная катастрофа» нужно взять в кавычки. Но я не уверена. Ведь тут больше прямое значение, а не переносное.
Я писала о том, что нарядную шляпку можно было надеть не только на прогулку, но и в театр:
Вечернее платье и шляпка. Куда можно было пойти в таком наряде во времена Пушкина?
Считалось, в шляпке можно сидеть в ложе, а не в партере. Но правило это мало кто соблюдал.
Ну а как дама могла шляпку снять? Ведь шляпка фиксировалась к причёске с помощью булавок. Капор снять было можно, а вот шляпу – нет.
Да и насчёт капоров не уверена. Помните капор Джейн из «Сибирского цирюльника?» Джейн не снимает его, ибо головной убор – это часть причёски. Возможно, он тоже был пришпилен к волосам и держался не только на завязках.
Такие громоздкие капоры (и шляпы) вошли в моду в середине 1880-х. И если раньше дамы в головных уборах не сильно заслоняли другим зрителям сцену, то тут ситуация сделалась критической.
Дирекция императорских театров принимает радикальное решение: запретить дамам находиться в головных уборах во время спектаклей.
Запрет касался всех дам, включая сидящих в ложах. Чтобы никому не было обидно:)
А ведь были спектакли, на которые дамы являлись только в закрытых нарядах, даже если в ложе сидели. Тут без шляпок – никак.
И к закрытому платью вне дома по этикету полагалась шляпка.
Если дама наносила кому-то визит, она, как правило, не снимала шляпку в помещении. Если дама находилась в закрытом платье на концерте или в театре, она также не снимала шляпку.
И вдруг - запрет на шляпки! Дамы были в растерянности и негодовании…
А Чехов написал рассказ «Мнения по поводу шляпной катастрофы». Приведу самые занятные.
«(Мнение) замоскворецкой купчихи Пятикрыловой: Таперя ежели которая и пойдет в киатр, то самая непутящая… Степенная не пойдет, потому нашего брата, листократку, только по шляпке и отличишь от непутевых… Не по рылу же узнают, что я первогильдейная!»
И правда, как понять статус дамы, если она без шляпки?
«(Мнение) извозчика. Что шляпки? Шляпки – тьфу! А вот ежели бы указ вышел, чтоб тульнюров не носили! Мало того, что одна три места занимает, но еще своими пружинами сиденье портит»...
Турнюры 1880-х, в самом деле, держались на пружинах. Но как-то не верится, что эти пружины могли испортить сиденье экипажа!
«(Мнение) Штабс-капитанши Пыжиковой. Ка-ак?! Не носить в театре шляпок? Так зачем же я в таком случае себе новую шляпку заказала? Где я в ней ходить буду? Да будь я неладна, чтоб я в театр без шляпы пошла!»…
А вот верно! Что ж, только по улицам в шляпках и ходить?
Некий Иудушка мечтает, чтобы женщин загнали на галерку, отдав партер мужчинам…
А самое здравое мнение высказал мужчина по фамилии Иванов:
«Ни к чему эта мера не поведет-с, верьте слову-с... Женщина – штука бедовая! Вы ей шляпку запретили носить, а она назло вам на своей голове из волос такую вавилонскую башню устроит, что не только актеров, но и света не увидите!»…
Вот, чувствуется отменный знаток женской натуры! Пустое это дело – борьба со шляпками…
Зинаида Юсупова и женская мода 1880-х. Элегантные платья и причудливые модные шляпки.
«Настоящая женская, турнюрная логика!»… Чехов и его нелюбовь к женской моде 1880-х.
Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы увидеть все статьи, написанные за последнее время.
#мода и красота #портреты #интересные факты #литература #женщины