Найти в Дзене
Индустриальный турист

Самые интересные факты о мостах через реку Мойку. Часть 2

Оглавление

Приветствую всех зрителей моего канала! Спустя неделю мы снова возвращаемся с вами к теме мостов Санкт-Петербурга! В прошлой части мы с вами рассмотрели первую половину мостов, перекинутых через воды реки Мойки. Сегодня же мы продолжим наше путешествие по набережной Мойки, и рассмотрим все мосты, расположенные севернее Исаакиевской площади: от Красного до 1-го Инженерного!

Ну что ж, не буду тянуть - приступим!

Красный мост

Дата постройки: 1717 (изначальный), 1814
В створе: Гороховой улицы

Тему цветных мостов реки Мойки, которую мы с вами изучили ещё в прошлой статье, продолжает Красный мост, расположенный в створе одной из главных улиц Петербурга - Гороховой. Первая переправа на этом месте появилась ещё во времена царствования Петра I - в 1717 году! В те времена мост был деревянным, но при этом подъёмным (соответствующую конструкцию организовали в 1737 году при перестройке переправы).

Существующий в наши дни мост был возведён в 1814 году по проекту архитектора Вильяма Гесте - по его проектам была построена основная масса переправ через Мойку: возводили их в одно и то же время, сразу после Отечественной войны. Правда вот другие переправы не дожили до наших дней - все они в той или иной степени были перестроены, тогда как Красный мост сохранился практически без изменений!

На мой взгляд, красный мост выглядит самым эстетичным и элегантным из всех цветных мостов: возможно, на подобное восприятие влияет окружение моста - с двух сторон от него расположены два выдающихся памятника архитектуры.

Первый - торговый дом Эсдерс и Схейфальс, построенный в 1907 году по проекту архитектора де Рошефора. Это здание служит прекрасным образцом модерна: обширные витрины, которые с натяжкой можно назвать предками ленточного остекления, стильные надписи на фасаде (название здания, указание его географии - "Магазин у Красного моста" и т.д.). Ну а главная, самая узнаваемая черта дома - его крупная угловая башня, идеально вписывающаяся в ансамбль Гороховой улицы, и вторящая Адмиралтейскому шпилю!

-2

А с другой стороны находится чуть более скромное и строгое здание, построенное по проекту архитектора Мельцера - дом Жуэна, здание тоже очевидно выдающееся, и идеально вступающее в контраст с торговым домом на другой стороне Мойки. Ну а Красный мост служит чем то вроде связки этих двух памятников петербургского зодчества!

Дом Жуэна - серое здание на заднем плане фотографии
Дом Жуэна - серое здание на заднем плане фотографии

Зелёный мост

Дата постройки: 1717 (изначальный), 1814
В створе: Невского проспекта

Зелёный мост является, пожалуй, самой статусной переправой реки Мойки. Связано это с её расположением: Зелёный мост находится в створе главной дороги Санкт-Петербурга - Невского проспекта. А потому и внимания со стороны города к этому мосту было всегда очень много: его перестраивали так много раз, что можно сбиться со счету: сначала деревянную переправу превращали в каменную, потом её расширяли, а в дальнейшем старались деликатно модернизировать конструкцию путём замены старых материалов на новые.

-4

Что самое интересное - изменения касались не только конструктивных особенностей переправы, но и её названий. Зелёный мост переименовывался трижды: изначально его именовали Зелёным (по уже понятному принципу - как и другие мосты реки Мойки). Однако в 1768 году мост был переименован в Полицейский - по расположенной близ него управления городской полиции.

После революции в нашей стране грянула эпоха изменений - они коснулись и городских топонимов: бывший Полицеский мост был снова переименован, но уже в "Народный". Никакого особого обоснования здесь не было, просто мост назвали противоположным дореволюционному названием, противопоставив таким образом царскую полицию и народ. Ну а уже после распада СССР мосту вернули историческое, нейтральное с точки зрения идеологии и политики именование.

-5

Про внешний облик моста сказать особо нечего: его зелёный окрас, в отличии от Красного или Синего моста, выглядит вполне обыденно (в нашем городе полно переправ с бронзовыми оградами зелёного цвета), и, я бы даже сказал, излишне скромно для моста, находящегося в створе Невского проспекта. Впрочем, может это и не так плохо - своим видом он не переманивает на себя внимание туристов, которое должно быть обращено на архитектуру главного проспекта Петербурга!

-6

Певческий мост

Дата постройки: 1834 год
В створе: Дворцовой площади

Далее на нашем пути находится куда более молодой мост, появившийся на своём месте уже в правление Николая I, в 1834 году - он был возведён с определённой целью: для проведения торжественной церемонии открытия Александровской колонны на Дворцовой площади (по этому мосту должны были маршировать войска - как раз в сторону Зимнего дворца).

-7

Так что да, по сути город в этом мосту особо то и не нуждался: переправа не соединяет улицы, она лишь образует ещё одну площадь (визуально) - этим она напоминает Синий мост, вот только ширина у Певчевского моста поменьше.

-8

Однако в сравнении с соседними мостами она всё равно внушительна - ширина переправы достигает 72 метров, что делает её четвёртой по ширине в Петербурге: после Синего моста на Мойке, Аптекарского моста на Карповке и Казанского моста на канале Грибоедова.

Визуально Певческий мост тоже выглядит как площадь - на нём располагается небольшой пешеходный участочек, вокруг которого сформирована автомобильная парковка. И это всё прямо посреди моста!
Визуально Певческий мост тоже выглядит как площадь - на нём располагается небольшой пешеходный участочек, вокруг которого сформирована автомобильная парковка. И это всё прямо посреди моста!

Кстати, название моста происходит от расположенной прямо перед ним Придворной певческой капеллы: это здание, построенное архитектором Леонтием Бенуа (он подарил старому зданию капеллы её современный облик), отлично сочетается с мостом, потому что двор-курдонёр капеллы как бы продолжает проезжую часть моста (во всяком случае, визуально), делая его тем самым не совсем уж и тупиковым!

-10

Большой Конюшенный мост

Дата постройки: 1710 год (изначально), 1828 год
Адрес: Конюшенный и Мошков переулки

Большой Конюшенный мост - один из самых красивых мостов, перекинутых через реку Мойку: его золотые решётки с изящными узорами, элегантный изгиб несущих конструкций, нависающих над водами Мойки, и даже фонари Большого Конюшенного моста оформлены искусно!

-11

Над этой переправой в 1828 году трудились три инженера: Адам, Треттер и Гесте. У всех троих был богатый опыт мостостроения: они работали над такими прекрасными переправами как Египетский цепной мост на Фонтанке, Почтамтский мост на Мойке, Банковский и Львиный на канале Грибоедова. Так что не удивительно, что Большой Конюшенный мост получился таким красивым - строили его настоящие мастера своего дела!

-12

Что касается названия моста, то тут стоит обратиться к расположенному рядом с мостом здания Конюшенного ведомства (бывших императорских конюшен) - да, той самой заброшке на заднем плане моей первой фотографии. Именно это здание не только подарило Большому Конюшенному мосту его название, но и стало одной из причин для возведения этого моста в целом - конюшням нужна была транспортная доступность к резиденции Императора - Зимнему дворцу.

-13

Кстати, название моста отражается даже в его внешнем облике: на пролётах моста располагаются чугунные гравюры, состоящие из растительных узоров, перемешанных с изображениями конных групп!

-14

Что ж, на конях в Петербурге уже давно не ездят, а потому и конюшни сейчас пустеют - нового предназначения им так и не смогли найти, что, на самом деле, удивительно: крупное здание в самом центре Петербурга можно было бы переоборудовать под совершенно разные цели, но в итоге оно просто стоит мёртвым грузом и мозолит глаз прохожим. Очень жаль!

-15

Мало-Конюшенный мост (он же "Тройной")

Дата постройки: 1730 (изначально), 1830 год
В створе: канала Грибоедова

Удивительное по своей сути строение находится чуть дальше, в том месте, где канал Грибоедова берёт своё начало из реки Мойки - именно здесь ещё в давние времена был организован сначала деревянный мост, а потом, в 1830 году, было построено самое настоящие "троемостье"!

-16

Дело в том, что если вы взгляните на этот мост со стороны, то вы обнаружите, что он состоит из трёх составных частей, составленных в форме этакой рогатки: Мало-Конюшенный мост расходится на две другие переправы - одну полноценную, переброшенную через голову канала Грибоедова, а другую бутафорскую, ложную (под ней не течёт вода, она сделана для того, чтобы сформировать симметричную устойчивую композицию и разделить транспортные пути).

Таких групп мостов в нашем городе, а, быть может, и во всём мире вы больше не найдёте - это уникальная фишка нашего города, созданная ещё в 1830-х годах! Хотя пешеходы, идущие по этим мостам со стороны Спаса-на-Крови, могут и не заметить подвох, подумав, что перед ними снова мост-площадь, которых в нашем городе хоть отбавляй!

-17

Ну и, конечно же, стоит обратить внимание на главную достопримечательность, расположенную близ Мало-Конюшенного моста - храм Спаса-на-Крови, возведённый на месте убийства Александра II народовольцами.

-18

Собственно, в тот злополучный день путь Александра II пролегал по набережной канала Грибоедова (тогда ещё Екатерининского канала), а далее по Троемостью и к Зимнему дворцу, однако доехать до Мало-Конюшенного моста ему было не суждено...

Забавно, что с Главных императорских конюшен до сих пор не сняли плакат, посвящённый Чемпионату Мира по футболу в России, который прошёл вот уже 4 года назад - получается этакое путешествие во времени (увы, лишь в прошлое)
Забавно, что с Главных императорских конюшен до сих пор не сняли плакат, посвящённый Чемпионату Мира по футболу в России, который прошёл вот уже 4 года назад - получается этакое путешествие во времени (увы, лишь в прошлое)

2-ой Садовый мост

Дата постройки: 1876 год (изначально), 1967 год
В створе: Царицынского проезда

Изначально этот мост строился исключительно для общественно транспорта в лице царившей тогда "конной монополии" (трамваев в те годы в Петербурге ещё не существовало) - по 2-ому Садовому кольцу нельзя было ходить даже пешеходам, не то что частным каретам и т.д.

Позднее, уже в советское время, ситуация поменялась, но не сильно: мост всё так же не могли использовать владельцы личного транспорта, однако теперь по нему ходили и трамваи, и пешеходы.

-20

Современный вид переправа приобрела лишь в 1967 году: в ходе реконструкции мост сделали общедоступным, что логично, ведь в наши дни он играет важную роль: по нему осуществляют движение все автомобили, движущиеся от Марсового поля в сторону Конюшенной площади и Невского проспекта, и обратно. А вот трамвай в наши дни с этого моста убрали, оставив его лишь на параллельной Садовой улице (и на 1-ом Садовом мосту, соответственно).

-21

Ну а касательно внешнего вида моста: хоть и работали над этим вопросом в скупые на архитектурные излишества 1960-е, мост всё равно сделали красивым - чего только стоят его фонари, обильно украшенные позолотой. Красота да и только!

-22

1-ый Садовый мост

Дата постройки: 1716 год (изначально), 1907 год
В створе: Садовой улицы

Соседняя переправа, расположенная в створе Садовой улицы, внешне похожа на своего соседа с почти таким же названием, однако история у них разная.

-23

Если 2-ой Садовый мост построили лишь в 1876 году, то 1-й Садовый был возведён одновременно со строительством Михайловского замка (рядом с которым он, собственно, и находится).

-24

В своём современном виде мост существует с 1906 года - автором проекта новой переправы стал польский инженер Андрей Пшеницкий, а его соавтором, отвечавшим за декоративное убранство моста, стал знаменитый зодчий Лев Ильин - будущий главный архитектор Ленинграда. И стоит отметить, что постарался он на славу: у моста прекрасно оформлены перила (их декор отсылает нас к расположенному неподалёку зданию Русского музея, забор которого выполнен в похожей стилистике), а фонари так и вовсе можно назвать произведением искусства!

-25

К слову, названия обоих Садовых улиц появилось в связи с их окружением: рядом с 1-м Садовым мостом находится сразу 3 крупные зелёные зоны - Летний сад и Марсово поле с одной стороны Мойки и Михайловский сад с другой. 2-ой Садовый мост находится в отдалении от Летнего сада, однако всё равно его окружает зелень.

-26

1-ый Инженерный мост

Дата постройки: 1710 (изначально), 1825 год
В створе: набережной реки Фонтанки

Последней на нашем пути переправой станет 1-й Инженерный мост, расположенный в том месте, где река Мойка берёт своё начало из Фонтанки. Этот мост можно считать старейшим среди всех мостов Мойки, ведь появился он в ходе изменения русла Мойки - в начале 1700-х реку решили спрямить, так как ранее она брала своё начало из болот неподалёку (в районе современного Михайловского сада). Ну а чтобы облагородить Мойку, было принято решение соединить её с Фонтанкой - так и поступили. А в месте самого соединения устроили деревянную переправу.

-27

Современный мост появился здесь лишь в 1825 году - по всё тому же, можно сказать, типовому проекту зодчего Гесте. Правда вот в отличии от других переправ, декору 1-го Инженерного моста уделили особое внимание, сделав его одним из самых красивых на Мойке (оно и не удивительно - расположение у моста соответствующее, самый центр города).

Особенно выразительны щиты с головой Медузы-Горгоны в перекрестии мечей - эта деталь делает мост узнаваемым!
Особенно выразительны щиты с головой Медузы-Горгоны в перекрестии мечей - эта деталь делает мост узнаваемым!

Любопытно, что в отличии от других парных мостов Мойки (1-й и 2-й Садовые, Малый и Большой Конюшенные), Инженерному мосту пары не нашлось. А всё дело в том, что раньше в непосредственной близости от переправы находился другой мост - тоже в створе набережной Фонтанки, вот только перекинут он был через Воскресенский канал, который отделял Михайловский замок от окружающего мира. Однако в наши дни такого канала более не существует (его засыпали в 1870-х), а 2-й Инженерный мост хоть и сохранился, но только в качестве декорации - транспортной функции он более не выполняет, ведь под его устоями больше не течет вода (правда автомобили по нему всё ещё ездят - фактически он стал одним целым с набережной Фонтанки).

-29

Ну а на этом наш путь по Мойке заканчивается - мы с Вами прошли от начала до конца (а точнее от конца до начала) реки Мойки, внимательно осмотрев все её мосты. Очень надеюсь, что мой рассказ был вам интересен!

Ну а под конец статьи я хотел бы устроить небольшой опрос: возможно в будущем я всё же продолжу тему мостов Петербурга, а потому мне хотелось бы узнать Ваше мнение - мосты через какие водные артерии интересуют вас в большей степени?