Найти в Дзене
Ортодокс Православие

Достойны ли мы целовать святые иконы?

Поводом к написанию данной статьи послужила моя проповедь в храме на воскресной службе в день памяти святых отцов VIIВселенского собора. Имея незначительный 16-ти летний скудный опыт священнического служения я редко готовлюсь к проповедям, т.к. опыт показывает, что заранее подготовленная проповедь получается скучной и заученной. Как правило, только осмысливаю тему дня и основные тезисы. В этот день темой праздника было поклонение святым изображениям, а основными тезисами являлось то, что каждый верующий человек, желающий поклониться святым иконам должен представлять того, кто на этой иконе изображён. Либо это Сам Господь Иисус Христос, либо Матерь Божия, либо святые угодники божии. И только так и никак иначе. В противном случае есть вероятность неосознанно переступить очень размытую границу между иконопочитанием и идолопоклонничеством. А тут ещё и локдаун, который невольно напомнил, как многие верующие люди в усиливающиеся периоды пандемии вопреки благословению священноначалия пытались

Поводом к написанию данной статьи послужила моя проповедь в храме на воскресной службе в день памяти святых отцов VIIВселенского собора. Имея незначительный 16-ти летний скудный опыт священнического служения я редко готовлюсь к проповедям, т.к. опыт показывает, что заранее подготовленная проповедь получается скучной и заученной. Как правило, только осмысливаю тему дня и основные тезисы. В этот день темой праздника было поклонение святым изображениям, а основными тезисами являлось то, что каждый верующий человек, желающий поклониться святым иконам должен представлять того, кто на этой иконе изображён. Либо это Сам Господь Иисус Христос, либо Матерь Божия, либо святые угодники божии. И только так и никак иначе. В противном случае есть вероятность неосознанно переступить очень размытую границу между иконопочитанием и идолопоклонничеством.

А тут ещё и локдаун, который невольно напомнил, как многие верующие люди в усиливающиеся периоды пандемии вопреки благословению священноначалия пытались, иногда на показ, лобызать святые иконы в храме, показывая свою ортодоксальность и крепкую веру.

Слава Богу, что у нас крепкая вера!

Но во время богослужения мне случайно пришла в голову мысль. Если мы верующие люди действительно правильно понимаем догмат об иконопочитании, то прикладываясь устами к иконе мы должны осознавать – кого мы лобызаем. Мы лобызаем того, кто незримо пребывает перед нами, чьё изображение мы видим. А потом, во время богослужения мне представилась евангельская картина гефсиманского сада: непроглядная тьма, освящаемая факелами римских воинов; Иуда Искариотский с ними, и его предательский поцелуй.

Именно об этом я и думал после причащения Святых Христовых Таин в алтаре, и о том, что Христос, хоть и долготерпелив и многомилостив, и постоянно прощает нас, согрешающих ежедневно и ежечасно, но всё же, я по своим грехам не только не достоин целовать Его святое изображение, но и близко к нему подходить. И лишь из далека должен делать земной поклон. Но целую святые иконы и раки со святыми мощами, потому что обязывают меня богослужебные правила. Ведь дерзать целовать Христа могли лишь Матерь Божия и святое семейство Христово, дерзать целовать Матерь Божию мог Сам Господь, а дерзать целовать святых могут такие же чистые душой и сердцем люди, как и они сами, изображённые на святых иконах.

А мы, увы, следуя добрым старинным обычаям очень часто вообще об этом не задумываемся, приходя в святой храм из мира, осквернённого всевозможными грехами и пороками, и начинаем целовать святые изображения.

Именно этим я и поделился со своими прихожанами на проповеди после богослужения, указывая на то, что поклонение святым предметам и их целование – это не одно и то же. А насколько моя точка зрения окажется для читателей не правильной, мне бы очень хотелось почитать в комментариях.

#православие #христианство #религия #икона #мощи святых #иконопочитание