Нравится вам эта идея? Что вы сами о себе думаете? Помогают ли ваши мысли вам? Или вы настолько озабочены тем, что о вас думают другие, что всё ваше время и внимание направлены вовне на реализацию чужих представлений?
С детства нас научили приспосабливаться под настроение родителей. От этого зависело, выживем мы или нет. По крайней мере нам так казалось. И тогда, чтобы испытывать меньше боли, мы научились приспосабливаться и делать то, что от нас ожидают. Нам было всё равно, чего хотим мы, потому что от этого были одни неприятности. Так мы научились носить маски, переодевая их для каждого нового важного человека в нашей жизни. Но ужас в том, что никого не хватает на долго, чтобы выдерживать напряжение и контролировать своё поведение, выдавая «правильное». В такие моменты мы сталкиваемся с ужасом, что о нас узнают правду, а она состоит в том, что мы не те, кем себя показываем. И второе, с чем мы сталкиваемся и что доставляет нам страдание, – это вопрос, на который у нас нет ответа: «Кто я?».
Чем дольше мы живём, тем большим количеством масок обрастаем. В детстве единственным нашим опытом была ценность моей маски и одобрение со стороны значимых лиц. Это понятно, идентификация себя через роли помогает нам легко адаптироваться к различным ситуациям. Но если мы определяем себя только через маски, то мы можем столкнуться с трудностями. Чем большей ценностью для нас является маска, тем более болезненное ощущение мы будем испытывать при её потере. Тем более разрушительно это будет для нас. Надевая маску, мы предполагаем определённый результат и поведение людей. Например, в детстве, чтобы мама нас не ругала за наш хулиганский нрав, мы научились быть вежливыми и послушными. Такое поведение давало нам доступ к одобрению и любви мамы. Но стремление к результату лишает нас жизни. Вспомните мультфильм «Паровозик из Ромашково». Можно доехать из точки А в точку Б, но пропустив всё то, что по пути, – пропустишь жизнь.
Как правило, привыкая носить маски, мы вырабатываем в себе отличные навыки контроля ситуации и защиты себя от посягательств извне. Мы можем казаться непоколебимыми, но, скорее всего, мы прячем свою уязвимость и показываемся миру только одной стороной, которую готовы показать. Потеря своих масок в таких ситуациях, как правило, равна катастрофе в виде панических атак и других нарушений психики.
Такое поведение характерно для нарциссических личностей, которым недостаточно того, что у них есть, либо «жертвам», которые привыкают быть удобными для других. Но и для тех, и для других жизнь становится очень сложной. Им приходится постоянно играть, быть не собой, но казаться или заслуживать. Кто-то думает, что, чтобы быть собой, нужно заслуживать. Заслуживать любовь, одобрение или найти смысл. Но смысл, как правило, ищется через обесценивание. Цель – найти лучшее, хорошее не подходит. Но готовый, высокий смысл опять же не приводит к удовлетворению и пониманию себя.
Теряя маски, мы теряем наши опоры, привычные шаблоны и паттерны поведения. Появляется ощущение, что мир рушится, всё валится из рук. Ничего не получается. Но в этот момент у нас появляется возможность просто быть. Просто жить теми, кем мы являемся. Если попробовать рассмотреть процесс страдания при потере маски, то страдаем не мы, а маска, потому что теряет свой источник питания в виде нас.
Если подводить итоги, то так или иначе у каждого из нас есть маски. Важно научиться их легко менять и легко с ними расставаться. А также иметь в запасе те, которые нас не идеализируют. Важно самим в себе увидеть человека и всю его многогранность. И позволить себе очистить их от чужих мнений и ожиданий, что даст вам свободу и позволит более легко двигаться по жизни, а не из точки А в точку Б на результат, пропуская жизнь.
Хотите, чтобы ваше желание исполнилось? Приглашаем на трансформационную игру, которая запустит сбычу мечт!
Автор: Елена Липкина, психолог, гештальт-терапевт