Найти тему
Исторические напёрстки

Новые города Сибири? Сергей Кужугетович, есть пара замечаний…

Оглавление

Тема нетипичная, просто немного наболело. К тому же, постоянно поднимается в комментариях канала. Иной раз созвучные мысли Читатель выдаёт. Очень хорошо населению России зашло заявление уважаемого (без сарказма!) министра обороны Сергея Шойгу. О необходимости строительства в азиатской части страны нескольких новых и современных городов.

Как политолог, расцениваю сие как настойчивое приглашение российского общества всерьёз осмыслить демографическую ситуацию за Уральским хребтом.

«Нужно три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров с населением как минимум 300-500 тысяч человек». (С. Шойгу)

Проблема острая. Что заставляет людей уезжать? Качество существующей городской среды, плохая экология в некоторых крупных центрах, сворачивание манёвра для мелкого и среднего бизнеса, вымирание глубинки. Именно эти неудобства определяют миграционный поток в европейскую часть России.

У нас государство распробовало масштабные ударные стройки. Второй человек в стране, не замеченный в популизме, озвучил очень амбициозный проект. Если кремлёвские обитатели упрутся рогом в создание новоградов… это может получиться. Причём что-то из ряда вон выходящее. Самые передовые технологии и гениальные урбанистические решения. Вопрос один возникает: насколько оно Сибири надо?

«Этого не может быть

потому что не может быть никогда», вот главный вывод, который сделал скептический «рассерженный горожанин» центральной России. Можно понять. Даже объективно рассудить: новых городов, построенных с нулевого репера в постсоветский период, — по пальцам перечесть. Они малые очень получились. А министр толсто намекнул на реанимацию советского опыта ударных строек. Когда в чистом поле рождались Комсомольск-на-Амуре, Северодвинск, Волгодонск, Новый Уренгой и многие другие.

«Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки». (С. Шойгу)
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Если отмотать немного назад, Сергей Кужугетович давно эти инициативы лелеет. Хотел «построить большой, красивый и очень удобный город в Сибири», даже назвал подходящее место — Минусинская Котловина на границе Красноярского края и Хакасии. По замыслу, это должен быть город инноваций, передовой науки и технологий. Сконцентрированный вокруг производства продукции «глобального энергетического перехода»: медной фольги и проволоки, электродвигателей, аккумуляторов и т.д. Сырья и энерго-мощностей там хватает с избытком.

Хотя помню более старый проект, строительство нового города в Забайкалье. Который должен стать огромным логистическим хабом нового «Великого Шёлкового Пути», быть ориентирован на расширение экономических связей с Китаем.

Если не ошибаюсь: прожект предложила московская компания «Экономик Сити» лет десять назад. Даже указав точку на карте — посёлок Забайкальск с населением 13 тысяч человек. Который прозябает в провинциальной бедности рядом с пограничным переходом «Маньчжурия». Но проект похоронили китайские инвесторы, кажется.

Три кита Сибири.

Они же великие проблемы, которые нужно решить очень срочно: политика, экономика, демография. Интерес Сергея Шойгу к вопросу — абсолютно понятен, прозрачен, оправдан. Выходец из Тывы, наш министр обороны даже пошёл на сомнительную авантюру. Возглавив пятёрку лидеров федерального списка «ЕдРо» на выборах в Госдуму VIII созыва. Хотя всегда шарахался от мутного содержимого политического корытца, как шайтан от праведника.

Очень рискованный шаг был. Но политтехнологически исполнен блестяще. Завязавшаяся общественная дискуссия, инициированная коренным сибиряком и фанатом региона, — очень избирателю понравилась. Кто не мечтает из старожилов, чтобы начался новый этап научно-технологического освоения Сибири? Так что, политически всё прошло гладко.

Никто не будет спорить: вектор регионального развития необходимо смещать. Принципиально расставлять акценты государственной политики именно на Восток. Если хотим в течение пары десятков лет не потерять (экономически) около 60 % территории России. Со всеми ресурсами. Которые охраняют и разрабатывают всего лишь 17 % процентов населения страны. Тающего.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Китай нам друг, конечно. Но совершенно определённо примеряет в этих землях сюртук доброго друга и единственного экономического партнёра. Если взглянуть на ползущую мировую экспансию Пекина, с доброй улыбочкой товарища всему человечеству… становится немного тревожно, неуютно. Сибири, ради самосохранения, нужно срочно обзаводиться новыми центрами индустриального и урбанистического роста с русским населением. Можем опоздать.

Но как здесь решать экономические проблемы? Мир стоит на распутье, глобальная экономика раскорячена между двумя ключевыми макропроцессами. Первый: изменение пространственной структуры. Есть евро-атлантическая, от которой Гарант всячески демонстративно дистанцируется. А есть никак не оформленная «евразийская» во главе с Китаем. Тут тоже невесело, поскольку выколотить из Поднебесной партнёрское и паритетное отношение к себе — утопия.

Второй процесс накладывается сверху. Речь идёт о развитии новых технологий «чистой энергии», снижении выбросов парниковых газов. Климатологи и экономисты мира давно смекнули: если глобальное потепление пойдёт в рамках даже оптимистических сценариев… Сибирь окажется «пупом Земли» довольно скоро, к 2050-му. Поскольку расположена рядом с индустриальным китайским гигантом, способна своим энергетическим потенциалом его окармливать.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вопрос:

какие отсюда последуют урбанистические решения Кремля? Как будут обойдены многочисленные «но»…

Зная неповоротливость системы, пока туда с тылов не подкрался жареный петух — инициатива Сергея Кужугетовича вызывает больше вопросов. Нет понимания: это политическая декларация или предупредительный в воздух? По-добру проблемка ведь не решаемая.

Процесс оттока населения, по сути, остановить не удалось. Несмотря на многие декларации, трескучие речи и даже «дальневосточный гектар» (та ещё афера, лично столкнулся). Имеем объективный и устойчивый демографический процесс. Вполне понятный: суровый климат, отвратительная транспортная связность, депрессивная городская среда (за исключением некоторых крупных городов). Работы навалом, но жить хочется красивее.

Создание в восточных регионах новых производств, которые «станут центрами притяжения»? Нет, так уже система не работает, советские времена канули безвозвратно. Любое появившееся огромное, даже циклопических размеров, предприятие — не так трудоёмко в свете новых технологий. Рядом с ним не потребуется создавать новый город.

Пример, лично хорошо знакомый. Последний крупный объект промышленного освоения — Ямало-Ненецкий автономный округ. В 1985 году Новый Уренгой строился как полноценный, огромный новый город. Но… его население так и не превысило 100 тысяч человек. Посчитав и покумекав, газовики перешли к вахтовому освоению «северов».

Новый посёлок Ямбург, гордость «Газпрома». Да, город он напоминает, свежий да с иголочки. Но тут нет постоянного населения, работяги приезжают лишь на вахту. Это оправдано экономически. Иначе можно разориться на содержании для семей газовиков полноценной инфраструктуры. Зеркальная модель реализована корпорацией НОВАТЭК в поселке Сабетта (завод «Ямал СПГ»). Именно из-за экономических резонов на Севере крупный бизнес не станет создавать новые города. Даже образцово-показательные. Даже с населением 30 тысяч человек.

Можно перевернуть несколько страниц истории, вернуться в СССР. Будет явно видно: крупные инфраструктурные проекты в Сибири не всегда приводят к созданию больших городов. На всём протяжении БАМа самым крупным городом является Комсомольск-на-Амуре (население — 240 тысяч человек). Но есть тонкость. Его строительство началось еще в 1930-х годах, задолго до эпохального проекта Байкало-Амурской магистрали. А сама ударная комсомольская стройка дала… очень небольшой приток новых жителей.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Ладушки. Современная Россия умеет реализовывать крупные строительные проекты: мосты в Крым и на остров Русский, олимпийские объекты и полная перелицовка Сочи, газопровод «Сила Сибири». Как в добрые советские времена, строили это в режиме ударной комсомольской стройки. Но приток населения на ПМЖ — минимален. Поскольку не был запланирован изначально. Хватило трудового ресурса вахтовиков, близлежащих городов.

Так кто жить там будет, в новых сибирских городах? Рассчитывать на гипотетические инвестиции из Китая (с соответствующим паспорту раскосым населением) — категорически вредно. Сомнительная по здравости идея. Хотя это кажется экономически привлекательным шагом. Рабочая сила в России дороже, чем в Поднебесной. А издержки на строительство и производство — выше. Если приглашать китайцев, то в уже существующие города. Расположенные рядом с границей, не дальше.

Претензии населения.

Вот с чем столкнутся авторы детальной проработки проекта. В последние годы «дорогие россияне» предъявляют завышенные требования к качеству окружающей среды. Соседство с новыми металлургическими или химическими комбинатами? Вы уверены, что московские впечатлительные мамаши из соцсетей туда поедут? Даже на оклад из чистого золота и привилегированных акций «Газпрома»?

Такие города будут скучно и размеренно зависеть от работы и прибылей предприятий. Вряд ли завоюют право называться «очагами науки и культуры». А вот повторить неоднозначную судьбу советских моногородов… вполне способны. Даже не затрагивая финансовую сторону дела — это очень растянутые во времени проекты.

Жители Татарстана не дадут соврать, как на протяжении дюжины лет возводился Иннополис неподалёку от Казани. Сегодня в нём живет менее тысячи человек, хотя ранее предполагалось население от 50 до 155-ти тысяч.

В Сибирь могут поехать люди, да. Осторожно, с большой опаской. Лишь при условии предоставления им почти бесплатного жилья, очень высоких зарплат. При наличии полноценной транспортной и социальной инфраструктуры, хотя бы сравнимой с губернскими центрами российской глубинки. А «добровольно-принудительное» перемещение даже не стоит рассматривать. Это принципиальные изменения в Конституции. Нервное общество соцсетей немедля организует сотенку Болотных. Никто не рискнёт прогнозировать, прольётся ли кровь.

Как технологу, непонятна другая непосильная задача. Ладушки, можно развернуть добротную агитационную кампанию. На кого её прикажете направить? Призывать покинуть Москву, переезжать в гипотетический Ново-Минусинск коренных москвичей? Или «понаехавших» из регионов? Делать ставку на гастарбайтеров из Средней Азии? С риском получить анклавные кварталы со всеми вытекающими? Тупик…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Назад в СССР.

Пока реалистичным видится только этот проект. Без новых городов, конечно. Оптимальным решением демографической проблемы станет повышение качества жизни в уже имеющемся каркасе. Целенаправленное развитие инфраструктуры существующих городов Сибири/Дальнего Востока, повышение транспортной связанности между ними. Советская власть создала довольно логичную, оправданную и устойчивую систему расселения. Она порядком обветшала. Но вполне работоспособна.

Опять вопрос: как привлечь людей, затормозить существующий объективный отток? По себе так скажу. Уже года три-четыре точно бы обживал Кемерово или Новосибирск, заманчивые предложения реализовать несколько крайне любопытных проектов… по сей день горячи.

Но. Без ежегодных, гарантированных и необременительных для бюджета шести-семи перелётов в центральную Россию и обратно — увы. Не обойтись никак, пенсионеры-старики да племяши, лучшие друзья. Если проблема будет решена старыми добрыми «северными» надбавками, льготным абонементом транспортным — это совсем другое толковище.

Уверен, многие вахтовики так поступят, получи они приварки к бюджету. Может, всю жизнь провести в Норильске, Новом Уренгое и других северных городах не решатся. Но пока дети растут, на ноги станут, особнячок в Рязани будет отстроен под ключ — останутся. Как миленькие, даже насовсем. Ведь некоторые крупные города восточной части России самотёком расползаются вширь.

Новые районы вокруг Красноярска. Города-спутники Иркутска. Абсолютно все губернские центры Сибири постепенно втягивают в себя население близлежащих территорий. Процесс идёт в равных пропорциях, следом за оттоком населения в центральную часть России. Есть над чем подумать.

Уверен, строить новые города нет необходимости. Есть немало мест, где жизнь уже комфортна. Глупо тратить огромные средства на дорогущую транспортировку продуктов и топлива в более северные локации, достаточно добротных вахтовых посёлков крупных корпораций.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы.

Сначала образ Сибири. Как на мировом, так и на российском понятийном уровне. Это должен быть привлекательный бренд. Не набор стереотипов: где валенок — это то, чем бородатый сибирский ле мюжикЪ хлебает божчЪ из украденной у археологов мамонтятины и накопанного копытцем ягеля. Где нет дорог, только две лыжни: пассажирская и грузовая. А метро в Новосибе прокопано в снегу. И сердитые горожане пишут Путину доносы на губернатора: мол, запретил капканы на медведей в подъездах ставить.

Можно бесконечно пиарить Крым и курорты Кавказа. Но если хотите заняться привлекательностью Сибири, изобретайте совсем иную информационную повестку. Мир охвачен бумом городских агломераций. Именно туда стремится молодежь и трудоспособное активное население. Процесс объективный, дешёвой пропагандой его вспять не повернуть.

Новые города… Только малые или средние. С конкретной целью созданные. Обязательно — как спутники уже существующих сибирских и дальневосточных. Которые предстоит перелицовывать в мегаполисы. С полным набором исполнения современных запросов молодежи, в первую очередь. Как это делает Китай. Но он решает проблемы перенаселённости, у нас другая задача.

Полезно взглянуть на тот же город Гусев в Калининградской области. Где с 2008 года создаётся «Технополис GS». Очень любопытный проект, по сути — новый городской район корпорации GS Group, ориентированный на ИТ-специализацию. Не лишним будет изучить мировую практику «умных городков». Где собраны самые современные технологические решения урбанистики. Сибирь способна привлечь даже переборчивых москвичей в свои эко-посёлки и города.

А почему нет?))) (Иллюстрация из открытых источников)
А почему нет?))) (Иллюстрация из открытых источников)

В развитие сибирского туризма, на который напирают личным примером Гарант с министром обороны, — верю слабо, но отчаянно. Слишком амбициозно. Финансово долго отбивается для частного бизнеса. Но, как вариант государственной реанимации умирающей сибирской глубинки — самое то. Риски, несомненно, велики. Казнокрадство, коррупция, нестабильная экономическая активность в регионах, китайцев поди высели без международных скандалов.

Из прорывного и перспективного в Сибири сейчас: нефте- и газохимия. На базе традиционных предприятий отрасли можно развивать новые центры знаний. Даже завлекать мировых спецов вполне посильная задача. По столь любимым научным программами «зелёной энергетики и химии». Иркутск, Усолье-Сибирское, Ангарск, Саянск. Есть немало интересных мест даже для филиалов институтов и лабораторий Нобелевских лауреатов. Но без передовой городской инфраструктуры, её многофункциональности и… дорог? Эх… Рассея.

-9

#Россия #Сибирь #освоение Сибири #городская жизнь #Сергей Шойгу #урбанистика #будущее России #человек и государство #общество