Понятие, упомянутое в заголовке, встречается (или недавно встречалось) у всех народов европейской части бывшей Российской империи. Слово датируется еще Средневековьем.
Судя по всему, первое значение широкого термина обозначало общую локацию, общее дело (в том числе и войну) или даже общее несчастье. В общем, сябры – «те, кто вляпались вместе»…
Корни слова
Самое древнее упоминание о лексической основе мы находим в легендах адыгов, благодаря которым узнаем кое-что любопытное. Их раннесредневековые предки этнонимом сэбер именовали гуннов. И вообще всех, кто приходил из-за Урала. Есть версия, что обозначенное слово – этноним суваров… В этом случае все становится на места – народы западного Кавказа соседствовали с суварами (юго-западный рубеж последних сходился с адыгским в степях к западу от Терека). Тут они в пределах нескольких десятилетий действительно могли быть соседями. Или союзниками.
В большинстве тюркских языков сэбир – «сдержанное отношение» или взвешенная политика.
У первых славян сябро обладает семантикой «член рода, живущего по соседству» или «союзника».
В домонгольской Руси сябр – это уже член большесемейной общины. Термин применялся не ранее ХI в. (и он имеет тесную связь с документами времен Ярослава Мудрого)…
Наше время…
В царское время в Российской империи (а в Литве и Беларуси еще и сегодня) термин использовался.
· Сябар – друг, родственник, брат, товарищ (белорусский по Носовичу);
· Сябрь – союзник (литовский);
· Сябр – соучастник (псковский диалект по Далю) и член общины с правом голоса (курск.);
· Себер – пайщик или издольщик (в старой западной России);
· Сябрин – на Украине (по мнению лингвистов) это вариант нашей фамилии Соседов;
· Сыбхаста – сосед у осетин (возможно, идиома унаследована еще от аланов);
· Сабезник (савезник, завезник) – союзник на сербскохорватском и словенском (учитывая, что корнем тут выступает БЕЗ/ВЕЗ, можно предположить более древний вариант БЕДЖ, родственный нашему БЕД. А БЕДа у восточных славян когда-то давно обозначала «плохо» или «горе». То есть соБЕДник когда-то вполне мог обозначать «товарищ по несчастью»).
Альтернативная этимология
Именно в средневековых землях, ставших позже Курской и Белгородской губерниями (то есть до литовского статута 16 века, после которого слово «расплескалось» по всей «русской империи») Сябровщиной уже именовали землю. Все наделы, находящиеся во владении людей, имеющих кровнородственные связи. Также обстояло дело и с ближайшими к ним регионами нынешней Украины. И белорусской Гомельщины. Ведь это – древний Сиверо (Северщина). Возможно, Сябар – уже позднее прочтение топонима Сивер, Сиверо, Сявар. Так изначально именовали… северян.
А сами северяне, по Артамонову и Гумилеву, могли восходить к савирам – сарматам 2-5 веков, обитающих когда-то на пространстве от раннего (прикаспийского) Булгара до Черниговщины. В среде северян продолжала существовать военная демократия даже когда прочая Русь стала напрочь феодальной… Отношения Рюриковичей с северянами до сих пор остаются загадкой.
Однако по существующим кадастровым документам можно установить лишь одно значение «Сябровщины». Это аграрные участки, образовавшиеся в неких общинах Курщины. Речь о наделах оставшихся после спецмежевания в массе так называемых «незамеренных». Или в уголках «артельщины» (из старых общественных запашек на хлебные запасы).
Сябровщина появлялась, когда распахивалось бывшее займище или вдруг «наклевывалась» выморочная дача (выведенная из собственности по причине смерти или лишения прав собственника). Такими «союзными» нарезками общинники пользовались на «равных правах», превращаясь по отношению друг к другу в «сябров». Вся их совокупность именовалась «сяброй».
В упомянутой губернии много раз имели место попытки возврата к древнему (общинному) землевладению. А в соседней Брянской губернии была Комарицкая волость, бывшая когда-то центром восстания Северских городков (восстания Болотникова). Именно отсюда начались движения, усугубившие кризис власти в последних годах 16 века, а впоследствии Смуту. Уже в веке 17-ом. Тут есть о чем поразмышлять.
Возможно, Северщина и Сябровщина до Литовского статута 1529 года (введшего в оборот рассмотренный термин как синоним «община») были одним понятием. Брокгауз и Эфрон утверждают, что Сябровщиной могли быть и захваченные казаками-черкасами земли.
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Как родилось выражение х.р с горы и почему его куда-то пытаются положить
«Пастух» и «пустыня» – близкие родственники