Найти тему

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

Князь Владимир (ок. 960 – 15 июля 1015 г.г) - сын Святослава, внук княгини Ольги.

По некоторым данным, Владимир, был третьим сынам Святослава, рождённый от ключницы Малуши. По другой версии, он был старше своего брата Олега, поскольку Святослав, оставил Владимира княжить в Новгороде, в то время, как Олегу досталась земля древлян, менее стратегический участок территории. Хотя, к тому времени ещё среди знати не было распространено правило распределения долей по старшинству.

После гибели Святослава произошла между братьями междоусобная война, во время которой сначала погиб Олег, потом Ярополк. Таким образом, в 980 г. князь Владимир стал единоначальником Древнерусского государства.

Современники Владимира в первые годы его правления отмечают в характере Владимира три основные черты: слабость к женскому полу, жестокость и ревность к языческой религии. Так, завоевав Полоцк, он изнасиловал Рогнеду в присутствии её родителей, просватанную, прежде за Ярополка. После этого Владимир убил её отца и двух её братьев.

Далее летописец Нестор пишет:

"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот".

Через 7-8 лет, то есть в 987 или 988 году князь Владимир принял Христа и решился "обратить всю Землю в христианство".

Постараемся выяснить, что же стало причиной изменения во взглядах и характере князя Владимира в эти 7-8 лет, и было ли принятие Христа Владимиром искренним.

Картинка к статье взята из сети интернет, в свободном доступе
Картинка к статье взята из сети интернет, в свободном доступе

О Владимире пишет монах Иаков в «Памяти и похвале князю Владимиру», митрополит киевский Иларион в "Слове о Законе и Благодати" и Нестор в «Повести временных лет. У каждого из них описана своя версия крещения князя Владимира.

Иларион пишет о князе Владимире:

"Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой...".

То есть, по мнению Иллариона в душе Владимира произошли глобальные изменения под воздействием Бога, в результате чего в нём воссиял разум. Владимир «пришёл в себя» как однажды это случилось с блудным сыном. Он оставляет суету вместе с тщетностью идольского служения и поворачивается к новому, что его так сильно стало манить – «православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой...". Но был ли там Иисус Христос? Возможно. Но, тем не менее, Иисус сказал, что Ему будут поклоняться в Духе и истине, и это поклонение не зависит от места пребывания поклоняющегося.

Многие историки считают, что Илларион указывает причину принятия Христа Владимиром, как внутреннее озарение, не зависящее от внешних воздействий и это главное отличие от той причины, о которой пишет Нестор. По мнению Нестора, Владимир принимает христианскую веру под влиянием внешних причин.

Рассмотрим главные моменты «испытания вер», что описаны в «Повести временных лет», после того, как к Владимиру пришли болгарские мусульмане, немецкие католики, хазарские иудеи и греческие православные.

Болгарские мусульмане отмечают основную черту их веры перед Владимиром:

«Веруем Богу, и учит нас Магомет так: совершать обрезание, не есть свинины, вина не пить...».

И что становится причиной отказа от ислама?

Ответ Владимира:

«... Руси есть веселие пить, не может без того быть».

И это несмотря на то, что ислам в раю обещает 70 красивейших женщин. По мнению современников Владимира, он был «великим блудником», имея огромное количество жён, насилуя замужних женщин, развращая девиц при 800 наложницах. И эта любовь к «веселью» оказалась сильнее по отношению силе прелюбодеяния. Были ли в ответах мусульман действительные важные моменты их веры? Нет. Владимира больше интересовало, что же можно делать, а что нет. И он выбирает по принципу: «А мне так хочется того, что вы запрещаете, поэтому вера ваша мне не подходит».

Что касается католиков, то на вопрос Владимира:

«В чем заповедь ваша?» Немцы ответили: «Прощение по силе. Владимир сказал: «Идите обратно, отцы наши не приняли этого».

Казалось бы, Владимир не делает никакого личного выбора, он лишь ссылается на «отцов», перекладывая на их плечи ответственность за решение «быть или не быть».

Несмотря на то, что часть исследователей истории, обвиняют Нестора в излишнем старании всё приукрасить, было всё же замечено, что в его рассказах есть и доля реализма. Как мы помним, в Киеве уже был католический миссионер Адальберт, который бежал, поскольку его не приняли бояре. В таком случае, чтобы понять ответ Владимира, нам необходимо вспомнить, по какой же причине Адальберт был вынужден покинуть столицу Киевской Руси и эта причина в том, что киевская знать не захотела подчиниться власти папства, а простому люду был не понятен смысл служения из-за проблемы языка. Возможно, Владимир и знал латинский язык, но вот подчиняться он уж точно не хотел. Таким образом, отказ звучит дипломатически, чтобы не ухудшить отношения с Римом.

Что же ответили хазары, когда Владимир, спросил их:

«Каков ваш закон?» Они ответили: «Обрезаться, не есть свинины и зайчатины, хранить субботу». Владимир спросил: «А где земля ваша?» Ему ответили: «В Иерусалиме». Вновь он спросил: «Там ли она?» Евреи ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам». Владимир возразил: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны. Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы рассеяны по чужим землям».

И в этой беседе Владимир показывает в очередной раз гибкость дипломатии. К тому времени, когда произошла эта беседа, если она была, Русь перестала платить дань хазарам, поскольку они ранее были разбиты Святославом. И вот в этом положении хазар, Владимир акцентирует внимание на больной для них теме – их поражении. Можно отметить, что Владимир ничего не говорит о Иегове, его не интересует этот вопрос. Его волнует, что он не может иметь союз с теми, кто проиграл.

Когда очередь дошла до греков, то летописец отмечает, что с Владимиром несколько дней беседовал философ, излагая суть Писания.

Мы знаем, что главная мысль Библии выражена в следующем стихе:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

Казалось бы, Владимир должен осознать весь ужас поступков, ранее им сделанных, и ту любовь, что показывает Христос, отдавая Свою жизнь за грешника. Но так ли это? К сожалению, нет.

После разговора с философом, через какое-то время, Владимир посылает послов, что бы те посмотрели, как живёт народ тех послов, что были в Киеве, под воздействием ислама, католической и православной веры.

Отметим основные пункты:

  • и нет в них веселья – Ислам
  • а красоты никакой не видели – служба у Немцов
  • и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми – Греки

Заметим, что Евангелие Владимир ассоциирует не со спасением от мук ада, через распятие и воскресение Иисуса Христа, он проводит параллель присутствия Бога с греками по той причине, что у византийцев была красота и зрелища в архитектуре, культуре, искусстве и богослужении. Вместо того, чтобы радоваться возможности общения с Богом, Владимир ищет внешних признаков присутствия Бога в богатстве.

Нестор так же отмечает, что бояре дают совет Владимиру:

«Если бы иной был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей».

Бояре акцентируют внимание Владимира на Византии, а не на заповеди любви, данную Иисусом Христом. Мудрость, по мнению бояр не в том, чтобы «жить в Слове», а в том, чтобы выбрать греческий образ жизни.

Типичная ошибка многих: если ты богат, то Бог с тобою.

Заканчивается история крещения Владимира у Нестора тем, что он буквально, в прямом смысле этого слова, завоёвывает право быть христианином, сделав Анну, сестру императора, своей женой. Как видим, принятие Христа у Владимира происходит не по причине смены мышления, а по причине условия, связанного с тем, что язычник не может жениться на сестре императора, и конечно же, исходя из политических возможностей от такого брака.

Окончательной причиной крещения Владимира по мнению Нестора- внезапная слепота и прозрение во время крещения, которое выглядело как чудесное вмешательство Божьей любви и воли в жизнь князя. Будучи свидетелями исцеления, его дружина следует примеру Владимира.

Странное основание для христианской веры. В нём нет самого главного – нет Христа и самоотверженной любви к Нему. Зато есть поиск богатства, любовь к красивой женщине и желание исцелиться.

Действительно, побуждения Владимира принять Христа у Иллариона и Нестора отличаются кардинальным образом. Тем не менее, между ними есть связь.

Илларион указывает на деталь, что Владимир «особенно всегда (он) слышал о…», то есть рядом были люди, которые рассказывали ему о Христе, о вере и о земле греческой. Можно предположить, что человек, рассказывающий Владимиру, имел веру, любил Христа и гордился Византией. Таким образом, были задеты душевные и духовные струны Владимира. Он во внутреннем своём человеке отворачивается от идолослужения и в то же самое время, обращает свой взор на внешние факторы христианского служения.

И сейчас случается, что христианин, позволяя на короткий миг прикоснуться Духу Святому к своей душе, вскоре забывает о внутреннем преображении в образ Христа, давая предпочтение внешнему служению, отчего в суете выбирают себе поместную церковь по внешним факторам. Душевный христианин ходит в то или иное собрание по причине исторических, культурных связей, потому что «дом молитвы» находится рядом с его жилой недвижимостью, потому что не так громко поют, потому что есть большой зал… Но все эти причины – в душе человека. И если «церковь» по внешним параметрам не устраивает такого человека, то он вовсе оставляют собрание или же «делает то, что ему кажется справедливым» (Суд.21:25).

Христос же, касаясь духа человека, ведёт его к Себе. Каждому новообращённому христианину нужен духовный отец, который будет нам помогать на пути ко Христу (1Кор.4:15).

Ряд историков считают, что Владимир крестился в Киеве в 987 году и к тому времени, когда он прибыл со своим войском в Корсунь, он был уже христианином. Нестор же утверждает, что крещение произошло в 988 году, у стен древнего Херсонеса.

Автор данной статьи считает, что обе точки зрения имеют право на существование одновременно, и они абсолютно не противоречат друг другу, если мы вспомним, что Адальберт писал о «ереси славянского языка».

И в наше настоящее время, бывает часто, что человек как бы принимает «новое» крещение при переходе из одной христианской конфессии в другую. Так, по всей вероятности, было и с Владимиром. Он крестился в Киеве, а потом в Корсуне, чтобы подтвердить византийцам свою сопричастность к Иисусу Христу.

В таком случае, Владимира первоначально крестили либо христианские болгары, либо кто-то из поместной киевской церкви, а потом только греки.

Как бы то ни было, нам всегда полезно помнить, что не мы крестим, а Христос, и в посвящении Богу своей жизни, мы в первую очередь, строим отношения со Христом, а потом уже с людьми.

В какой-то степени версию о том, что крещение произошло прежде в Киеве, подтверждает монах Иаков. Он указывает, что «святой Владимир «узнал о бабке своей Ольге», «и в жизни ей стал подражать». «И разгорелось Святым Духом сердце его, желая святого крещения. Видя желание сердца его, Бог, зная о доброте его, снизошел с небес на князя Владимира милостью своею и щедротами. И Бог Отец, и Сын, и Святой Дух в Троице славимый, «проникающий в сердце и существо» Бог праведный, все предвидящий, просветил сердце князю Русской земли Владимиру, чтобы принял он святое крещение».

«И дар Божий осенил его, и благодать Святого Духа осветила сердце его, и научился по заповеди Божьей поступать, и жить добродетельно по божьи, и веру соблюдал твердо и непоколебимо».
Монах Иаков говорит о том, что, отправляясь на Корсунь, князь Владимир обратился с молитвой к Богу, «и услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых».

Как мы видим, Дух Святой снисходит на Владимира, по мнению Иакова, до похода на Корсунь и он молится Богу перед взятием города. Кроме этого отметим, что он взял «сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых». Данные детали толкают на мысль: «стал бы христианин воевать с единоверцами, приняв Духа Святого, или бы он пошёл проповедовать Слово Божье, как велел Иисус, поскольку «наша война не против крови и плоти» (Еф.6:12)? Вдобавок, факт почитания икон и святых мощей Владимиром, говорит нам о том, что Владимир не совсем хорошо знал заповеди Бога. Скорее он знал закон священнослужителей, живших в конце десятого века.

Как бы не спорили историки о том, было ли крещение Владимира формальным или искренним, можно отметить, что Владимир впустил Бога в своё сердце настолько, насколько мог узнать о Христе. После крещения в нём произошли перемены. В результате смены мышления, по приказу Владимира рушат капища, сбрасывая идолов в Днепр, и на их месте строят храмы. Владимир распускает гарем, Рогнеда уходит в монастырьПосле каждого воскресного богослужения была раздача пищи бедным и голодным.

Как мы видим, делая добрые дела, Владимир стремился к Богу, но, тем не менее, он применил так же метод евангелизации, который не приемлет Иисус Христос. Владимир крестил народ силой.  В 988 году, он обратился к киевлянам:

«Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый или бедный; или нищий, или раб, - будет мне враг».

На следующий день пришло множество людей, среди которых были пожилые люди, женщины и мужчины, с младенцами и детьми постарше. Никто не хотел становиться врагом князю. Всё случилось почти так, как хотел Владимир. Хочется верить, что желание крестить Русь у Владимира было искренним. Но христианами становятся не по принуждению. Христианином можно стать лишь по любви Бога.

Иисус сказал: «идите и научите» (Мтф.28:19). Он так же сказал, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим.10:17).

Но кто проповедовал простому народу слово Божье? Были ли в словах Владимира истина и любовь Иисуса Христа? Нет.

Не было объяснения ни принципов веры, ничего не было сказано о характере Бога, не было раскрыто значение самой Библии и Церкви.

Последствием такого насильственного крещения стало 2 факта: Русь стала официально христианской; второе – в массе своей формально. Многие языческие праздники были заменены на христианские символы. Но такая замена никаким образом не приближала и не приближает ко Христу. Христос открывает Себя человеку, прежде всего в Библии.

Насильственное крещение Руси началось в Киеве, и было продолжено дядей Владимира - Данилой в Новгороде и особенно в Муроме. Дружинники Владимира насильственно сгоняли людей к водоёмам и сталкивали их в воду в знак «посвящения» Иисусу Христу. Многие от такого «крещения» погибали.

«В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много сделал для утверждения христианской веры в Ростове».

Он погиб в 1073 от рук язычников.

Без жертв был крещен народ в Чернигове, Владимир-Волынские, Полоцке, Турове, где создаются епархии.

Славянские племена вятичей и радимичей приняли Иисуса Христа благодаря служению Кукшея - монаха Киево-Печерского монастыря.

Христианизация Руси продолжалось.

Невзирая на все негативные черты и решения Владимира, Святой Дух продолжал в нём работу.

Владимир понимал, что формальное крещение большой пользы Руси не принесёт. Людям, каждому человеку нужно было Слово Божье. Для этого он велел

«собрать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».

Продолжателем миссии князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054)».

Власть, что несла в себе религия, как и истинная вера на слове Божьем, в скором времени принесли плоды, каждый свой. С одной стороны священниками становились люди, захваченные жаждой властолюбия и богатства, с другой, среди них были настоящие сподвижники Иисуса Христа, таких как Илларион, Нестор, Сергий Радонежский. В 1375 году в Новгороде казнят Карпа и Никиту за то, что они основывали «свою веру только на Слове Божьем - Библии, отрицая так называемое священное предание, не признавали бессмертие души, осуждали богатство и роскошь духовенства».

Как бы не старался дьявол, но врата ада не одолеют Церковь (Матф.16:18). Евангелие будет проповедовано по всей земле, у каждого народа.

По этой теме рекомендую:

Христианизации Руси. Введение.

Краткая история Руси до принятия Иисуса Христа

КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ

Древняя Русь. КРЕЩЕНИЕ АСКОЛЬДА - первое крещение Руси.

КРЕЩЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

Для продвижения канала ПОДПИШИСЬ и нажми, пожалуйста, на пальчик, что указывает вверх! Не забудьте оставить свой комментарий!