Нередко попадаются коллеги, которые сохраняют удивительную склонность к «научному» подходу относительно происходящих вокруг них процессов. Если честно, в основном они проходят мимо меня, и либо я не задерживаюсь надолго в местах их обитания, либо наоборот. Есть что-то в выбранном ими способе взаимодействия неправильное, не разделяемое мною.
Долго не мог понять, что же такое во мне резонирует, потому что вроде как и образование позволяет понимать такие формулировки, и воображение позволяет связывать с окружающим миром реальность. Но вот всегда что-то ещё остается «не то».
Вообще в некоторых ситуациях, сам того не замечая, я тоже использую достаточно формализованный подход, за что нередко слышу критику в свой адрес. В оправдание могу сказать, что это — средство смягчить достаточно жесткое неприятие чьей-то позиции, этакое компромиссное средство продемонстрировать отношение к использованному принципу, отгородившись от человека.
Этот механизм достаточно прост: если ощущается какая-то острая неприязнь к какой-то тенденции, то необходимо найти ее источник, дать ему описание, и разъяснить себе и окружающим, почему этот источник неправилен. Нередко самым простым способом достижения этого становится усиление позиции собеседника до получения неприемлемых результатов.
Но теперь я, кажется, понял, что не так с этим подходом. В позиции «наблюдателя» находиться просто так не выйдет — всегда есть эффект от воздействия процесса наблюдения на его объект. За последние сто лет дали какую-то возможность это обстоятельство пережить, сочтя этот эффект незначительно малым, либо минимизируя его. Однако этот подход категорически не годится в случаях, когда объект наблюдения фактически является субъектом.
Взгляд на человека, как на вещь (что не удивительно) вызывает некоторую негативную реакцию. Не очень хорошо себя начинаешь чувствовать, когда к тебе относятся, как к безвольному существу.
Мысль эту я почерпнул в этом ролике. Там рассказано о странностях изучения общественного мнения, и том, как следует проверять получаемые данные. Согласитесь ведь, бывает ситуация, когда на твой вопрос всем отвечают «да-да, конечно!», но почему-то на практике все делают так, как будто бы тебе наврали.
С одной стороны ВЦИОМ публикует отчет о том, что большинство поддерживает ограничительные меры для отдельных категорий граждан, но факт остается тем, что большинство населения само становится в ряды тех, против кого эти ограничения будут вводить.