Найти тему
между прошлым и будущим

Замок Брезе: когда под землей больше, чем над землей

Что-то давно я не рассказывала о старинных замках — пора исправить эту оплошность. Итак, сегодня разговор пойдет о замке Брезе во Франции.

В марте 1998 года в России вышел в свет пилотный выпуск русскоязычной версии журнала GEO. Издатели решили пойти с козырей — пилотный выпуск был посвящен замкам Луары. А еще он был украшен великолепной картой долины Луары с замками. Картой восхищались, ее рассматривали чуть ли не с лупой... Но так уж получилось, что замка Брезе на этой карте не было. Сомюр, в одиннадцати километрах от которого располагается Брезе, конечно, был, а вот Брезе не было...

-2

Не было фотографий и рассказов о замке Брезе и в родном журнале "Вокруг Света", хотя о замках Луары он тоже рассказывал — намного раньше.

Это в чем-то понятно: Брезе не самый большой замок... Когда в 1563 году его посещал со своей матерью Екатериной Медичи юный король Карл IX, он назвал его очаровательный маленьким замком (можете сами об этом судить по фотографии в шапки заметки).

И не самый красивый (опять же, смотрим фото)... И не... Хотя кое-что самое-самое у замка все же есть. Самый глубокий ров и ситуация, когда под землей у замка гораздо больше, чем над землей! И что интересно, вот это самое "под землей" появилось гораздо раньше, чем первые постройки над землей.

Хотя ничего странного в этом нет. Как раз эти места в долине Луары и Шера не случайно называют Долиной троглодитов. Не думайте, что речь идет о первобытных людях, которые еще не избавились от шерсти и не умели разговаривать, как полагал Карл Линней. По-гречески слово "троглодит" буквально означает — тот, кто живет в пещере, а в пещерах тут жили веками.

В самом деле — удобно. Песчаник мягкий и в нем не так уж и трудно вырезать рукотворные пещеры. Конечно, из этого камня вполне себе строили обычные дома и крепости, но многие предпочитали жить в скальных домах — хотя иногда все же строили фасады для своих жилищ. Температура в пещере всегда была примерно одной в любое время года — летом там было не жарко, а зимой не холодно. Этот дом было проблематично сжечь или разрушить хотя бы потому, что чужаку его надо было еще найти. Идеальное убежище!

В таких пещерах прятались от врагов во времена Средневековья — к примеру, в Столетнюю войну. Прятались во время Религиозных войн, во времена Фронды и в Великую Французскую революцию. И, конечно, здесь просто жили. Последние жильцы таких домов переселились в обычные дома и квартиры только в 1984 году!!! Но и сейчас пещеры не пустуют — там расположены рестораны, музеи и гостиницы для туристов.

Вот и первые подземные жилища и укрепления на месте замка Брезе появились еще до самого замка — примерно в VIII-IX веках. Это было трудное время для Нейстрии (будущей Франции). Постоянные нападения норманнов даже побудили церковь сочинить специальную молитву: De furore Normannorum libera nos, Domine — "От ужаса норманнов избавь нам, Господи". Не удивительно, что людям хотелось зарыться в землю.

А вот первое упоминание о замке относятся к XI веку, точнее, к 1063 году. Тогда это было монастырское владение. Впрочем, через каких-то 100 лет замок Брезе стал рыцарским владением. Род был местным и постепенно подчинял все больше и больше земель и замков, в том числе Бриссак (о нем я расскажу позже), Ане, Ле Бек-Креспен (надеюсь, вы помните это имя) и другие. В XIII веке владельцы активно отстраивали Брезе. В начале XIV — размножившийся род поделил владения, и Брезе достался даме Катрин, дочери Жана II де Брезе, внучке Жоффрея II. В браке у Катрин опять-таки родилась только дочь — Жанна. Ее похитил представитель младшей ветви дома Майе (выходцев из Турени) — Пеан. Вот такой способ сватовства. Ну и что оставалось родителям? Только дать согласие на брак. Таким образом, находчивый жених добавил к своему родовому имени имя Брезе и стал именоваться Майе-Брезе. Этот род благополучно владел замком до конца XVII века.

В XV веке замок был вновь достроен и укреплен. И вокруг него был еще вырыт ров глубиной в 12 метров (позднее он был углублен до 18 метров — это самый глубокий ров вокруг замка во всей Европе).

Поскольку под замком уже были вырыты жилища, тоннели и укрепления, то ров не предполагалось заполнять водой. Зачем?! Потенциальных захватчиков и так было, чем встретить — в ров выходили бойницы. Дело в том, что жилища и укрепления были вырыты и по ту сторону ото рва. Как говорится: "Флаг вам в руки и болт в тело!"

В XVI веке Артюс де Майе-Брезе вновь перестроил замок — на этот раз в стиле Ренессанс. Но одновременно он углубил ров и построил дополнительные подземные ходы. Что вы хотите от человека? Гражданская война это не шутки. Лучше позаботиться о безопасности.

Правнук Артюса — Урбен де Майе-Брезе, маршал Франции, кстати, женился на родной сестре кардинала де Ришелье. Да, Ришелье приезжал в этот замок. Его комнату показывают туристам, вот только... впрочем, об этом позже.

У Урбена было двое детей. Сын Жан-Арман, маркиз де Брезе, герцог де Фронсак, названный в честь Ришелье — он погиб в 26 лет в сражении еще при жизни отца. И дочь Клер-Клеманс де Майе-Брезе. Она вышла замуж за принца Конде — Луи де Бурбона, по прозванию Великий Конде. Да, он тоже был в этом замке.

Эта пара оставила большой след в истории Франции и в истории замка тоже. Конде был великим полководцем, но изменником тоже. Сначала он служил Мазарини и Людовику XIV, потом присоединился к Фронде. Был арестован, освобожден, встал во главе Фронды принцев, был разбит и перешел на сторону испанцев. Во главе испанских войск он разорял северные земли Франции и осаждал города. Кстати, в ходе одной из таких осад он намеревался повесить захваченного в ходе тайной миссии д'Артаньяна (реального, а не литературного), но тому удалось бежать. А вот жена Конде, участвуя в мятеже на стороне Фронды, таки повесила одного из королевских офицеров барона де Каноля. Об этом можно прочесть в Мемуарах Ларошфуко и в романе Дюма "Женская война".

Во времена гражданской войны XVII века в подземных убежищах замка Брезе его охраняло от 300 до 500 вооруженных сторонников Фронды.

Портрет Великого Конде в издании Мемуаров дома Конде
Портрет Великого Конде в издании Мемуаров дома Конде

В конце концов Конде все же примирился с королевским двором, получил прощение и даже на некоторое время удалился все в тот же замок Брезе. Но в 1682 году супруги Конде решили обменять Брезе на владения в Бретани, и замок Брезе перешел советнику Парижского парламента Тома Дрё.

Возникает вопрос, а насколько этот обмен был добровольным? Или Конде намекнули, что стоит избавиться от замка, в подвалах которого могут прятаться до 500 вооруженных человек? Чтобы не возбуждать подозрений короля в очередном мятеже.

Так или иначе, но Тома Дрё через три года получил от короля подтверждение титула маркиза и право именоваться де Дрё-Брезе. Он, кстати, уверял, будто является потомком графов де Дрё, младшей ветви Капетингов, ставших герцогами Бретани, но это были фантазии, что не мешало его потомкам долго в это верить. Нынешние владельцы Брезе признают притязания Тома ошибочными. Да, конечно, он просто заблуждался, как вы могли подумать, будто он лгал?!

Жизнь потомков Тома была вполне благополучной, а один из них сыграл свою роль в начале Великой Французской революции. Это именно ему Мирабо бросил знаменитую фразу, когда представители третьего сословия собрались в зале для игры в мяч, а от них потребовали разойтись:

Идите и скажите вашему господину, что мы здесь собрались по воле народа, и что нас нельзя удалить отсюда иначе, как силою штыков.

Он вообще оказался фантастически везуч — Анри Эврар де Дрё-Брезе, главный церемониймейстер Франции. Да, его арестовали вместе с Людовиком XVI, но потом отпустили. Он тихо-мирно жил в своем замке до 1793 года, а потом бежал из страны.

Вернулся он при Наполеоне. Служил Людовику XVIII и Карлу X. И, конечно. принялся достраивать замок. Но больше всего постарались его наследники.

Дело в том, что они увлеклись готикой и в силу этого принялись перестраивать замок в готическом стиле. И когда вы восхищаетесь очаровательными готическими украшениями Брезе, помните — все это не имеет к Средневековью ни малейшего отношения, все это XIX век. Каменная резьба, деревянная мебель... Да, с середины XIX века это уже тоже стало достоянием истории, но не средневековой.

И временами эта красота вызывает комический эффект. Вот смотрите, вам ничего не кажется странным?

-8

Вот ближе:

-9

Вполне готические узоры, но лишь для того, чтобы стать обрамлением классического силуэта, изображающего владельца замка.

Или вот — та самая комната, где останавливался кардинал де Ришелье:

-10

Подобного убранства камина при Ришелье не было. Это даже не псевдоготика — это мода конца XIX века. Да, неисторично. Но в те времена не было представлений о научной реставрации. Зато фантазии у художников и архитекторов было много. Можете сами убедиться.

-11

В 1959 году наследница замка вышла замуж за... — фанфары! — графа де Кольбера. Да-да, потомка того самого Кольбера, о котором вы читали у Дюма, который намеревался уничтожить Фуке и которого ненавидел Арамис. Вполне возможно, что при жизни Кольберу приходилось навещать этот замок, и вот через 300 лет замок получил его потомок.

В конце ХХ века супруги Кольбер открыли замок для посещений. Да, они имеют доход с виноградников Брезе, но содержание замка дело дорогое, так что пришлось открыть ворота для туристов — именно благодаря им замок и удается поддерживать в достойном виде.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки