В этом уроке не обойтись без рисунка, показывающего движение жидкостей внутренней среды от одной к другой. Без него ученики не понимают, откуда берется тканевая жидкость и лимфа. И желательно рисовать своей рукой, чтобы детали рисунка проявлялись постепенно.
Я преподаю биологию по «Линии жизни» Пасечника, но с некоторыми оговорками в чередовании тем. Как составлено мое календарно-тематическое планирование для 8 класса, рассказываю здесь.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Итак, начинаем тему «Внутренняя среда организма. Кровообращение». Планирование этой темы у меня выглядит так:
- Внутренняя среда организма. Состав и значение крови
- Тромбоциты. Свертывание крови
- Эритроциты. Переливание крови. Группы крови
- Лейкоциты. Иммунитет
- Виды иммунитета. Вакцинация
- Строение и работа сердца. Круги кровообращения
- Движение крови и лимфы по сосудам
- Лабораторная работа. Изменение пульса после дозированной нагрузки
- Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
- Подведение итогов по теме «Внутренняя среда организма. Состав и значение крови»
Несколько слов о вышеприведенном планировании. Я, конечно, знаю учителей, которые дают первые мои три урока как один. Но, например, мой сын жалуется на высокую скорость подачи: он не успевает осознать одну микротему, как его уже накрывает следующей. Поэтому не вижу смысла гнать материал без вдумчивого обсуждения. Темы-то важные и интересные.
На первом уроке я сосредотачиваюсь на круговороте жидкостей организма и только называю группы форменных элементов крови. С обозначением функции, но без подробностей. Подробности – в уроках, посвященных конкретным клеткам.
Урок начинается с итогов зачетной работы по предыдущей теме. Обязательно хвалю тех, кто справился на отлично. Зачитываю лучшие ответы на вопросы 3 и 4 уровней. Чтобы знали, за кем тянуться.
Далее переходим к рассмотрению «Карты темы». Здесь я приведу саму карту, а вот описание (что это такое и для чего) вы найдете здесь.
Обсуждаем вопросы на стр. 60 учебника Пасечника под рубрикой «Вспомните». Если у вас нет такого учебника, приведу вопросы здесь:
- Какое значение для организма имеет окружающая среда?
- Какие структуры организма человека имеют непосредственный контакт с окружающей средой?
- Что такое гомеостаз?
Также вспоминаем вопрос, который мы уже как-то обсуждали (при изучении клетки): Почему каждая клетка организма должна быть окружена жидкостью? Это замечательный переход к теме урока.
Выясняем с учениками, что такое жидкая внутренняя среда организма. Здесь организую работу с учебником: даю задание на стр. 60-61 найти информацию о функциях внутренней среды организма и сформулировать три функции. Закавыка этой работы в том, что в учебнике перечислено шесть функций, а ученику нужно назвать три. И будет очень хорошо, если ученик сможет «перенос кислорода», «перенос питательных веществ» и т.д. объединить словами «транспортная функция.
Когда функции названы, делаем записи на опорном конспекте.
Следующий этап – обсуждение в группах. Вопрос для обсуждения: кровь находится в кровеносных сосудах и не соприкасается с клетками. Как же кровь снабжает слетки всем необходимым?
Записываю на доске гипотезы. Если есть схожие, объединяем их – обычно получается 3-4 на класс. Теперь у учеников есть стимул узнать что-то новое по теме, чтобы понять, чья гипотеза верна.
Переходим к объяснению нового материала. Вот здесь-то и не обойтись без рисунка. Я обычно рисую от руки, но на случай отсутствия меловой доски (и такое у нас бывает!) заготовила рисунок на презентации. Хочу сказать, что если презентация выполнена в PowerPoint, то он бесполезен. У меня презентация (если точнее, то флипчарт) выполнена в ActiveInspire, по ней сверху можно рисовать стилусом.
Что я, собственно, рисую. Сначала кровеносный сосуд, в котором обозначаю буквой «К» кровь. Затем стенки сосуда из отдельных клеток эпителия (заодно вспоминаем типы тканей), между которыми оставляю крохотные зазоры. Стрелками красного цвета показываю, как жидкая часть крови – плазма – выходит из сосуда в окружающее пространство.
Этот момент необходимо зафиксировать. Выйдя в окружающее пространство, эта жидкость сразу поменяла статус с плазмы на межклеточную жидкость. Ставим обозначение «МК». И вопрос: если межклеточная жидкость непрерывно прибывает, куда деваются излишки?
А излишки уходят в лимфатические сосуды (рисуем, ставим обозначение «Л») и снова меняют статус на «лимфу).
Обращаемся к опорному конспекту. Фиксируем на нем три компонента внутренней среды. Обязательно проговариваем, что обозначают стрелки на схеме. Обращаем внимание на количество каждого компонента в организме.
Далее снова повторяем функции внутренней среды, выясняем, что в первую очередь их выполняет кровь, поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать именно ее. Рассматриваем структуру крови (плазма, форменные элементы, их процентное соотношение, записываем названия форменных элементов). Выясняем, к какому типу тканей относится кровь (делаем запись в разделе «Суть» - я понимаю, что не звучит не очень, но ничего лучше пока не придумала).
В качестве закрепления работаем над тестом «Верю-не верю». На дом желающим (помимо основного задания) можно предложить поискать название вещества, которое нужно добавить к донорской крови, чтобы она не свернулась (цитрат натрия).
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!