Найти тему
НУАР-NOIR

Шекспир как политический нуар

Долгое время мы ошибочно полагали, что «Ричард Третий» (1995) был творением Кеннета Браны, славного (в том числе) актуализацией Шекспира. Но эта удивительная экранизация всё-таки была создана Ричардом Лонкрейном.

В отношении «Ричарда Третьего» было написано очень много, хотя бы потому, что в своё время кинокартина чуть было не собрала все награды Берлинского кинофестиваля, считающегося едва ли не самым интеллектуальным событием подобного рода.

В фильме оказались изложены тайные страхи британцев, что в своё время в Англии чуть было не пришел к власти «сэр Освальд Мосли» и тогда им пришлось бы быть союзниками Гитлера. Хотя куда более важно стилистическое положение этой ленты.

Она является связующим звеном между «Стеной» Аллена Паркера (вспоминайте эпизоды с возникновением «Республики скрещенных молотков») и современными антиутопическими сериалами. В первую очередь приходят на память «Человек в высокой башне» и «Британские СС».

Кроме того именно данная лента ввела в моду превращение в осовремененный триллер неких классических произведений, имеющих историческую основу. В качестве «эха» можно указать на фильмы «Тит – правитель Рима» (1999) и «Кориолан» (2010). Хотя воздействие «Ричарда» на мрачный кинематограф более значительно. Например, именно эта картина позволяет понять, почему именно Иэна Маккелана взяли на роль прячущегося от правосудия старого эсэсовского офицера из «Способного ученика» (1997).

Нас же в первую очередь интересует, что герцогу Глостерскому приданы черты антигероя из многочисленных нуаров. Он патологически властолюбив, невротичен, жесток, и обладает внешними изъянами, хотя в отличие от пьесы Шекспира и не очевидный горбун.

Самое удивительное заключается в том, что литературный облик Ричарда Глостера весьма отличается от реальной исторической персоны. Принимая во внимание, что большая часть британских монархов - это уже сами по себе «социально-политическая патология», сей правитель был вовсе не самым плохим.

Кадр из фильма «Ричард III» (1995)
Кадр из фильма «Ричард III» (1995)

Пример того, что для культовой кинофантастики не обязательны супер-эффекты

Зачем потребовалось делать из него злодея, было показано в историческом триллере «Аноним» (2011), в коем также пытаются дать ответ на «загадку Шекспира». Если вы не знаете, то подлинный Шекспир как сын ремесленника с трудом мог без ошибок написать долговую расписку.

Кадр из фильма «Ричард III» (1995)
Кадр из фильма «Ричард III» (1995)

Криминальный сюжет в контексте грядущего праздника

Отголоски же неподдельного Ричарда можно увидеть в романе Стивенсона «Чёрная стрела», который, кстати, был экранизирован в свое время в СССР. Так что имейте в виду: не было диктатора, но имелся отважный воин. Хотя фильм 1995 года даже при этих допущениях остается в высшей мере мрачно-шикарной лентой.