Помните времена, когда пейджер, сотовый телефон и даже ноутбук были только у редких представителей общества? Теперь гаджетами и девайсами мало кого удивишь. И вот, что странно: когда-то эти предметы говорили о достатке, а сейчас зависимость от них называют признаком бедности.
Казалось бы: если я купил себе Айфон, какой же я бедняк? Могу позволить! А дело не в этом.
Если раньше технологические новинки были символом власти и богатства, то уйдя в массы, они сделались непривлекательными для обеспеченных. Проще говоря, богачи стали считать роскошью уже личное взаимодействие с людьми.
Допустим, они могут позволить себе нанять личного тренера, педагога по танцам или иностранному языку, в то время, как человек, который экономит, предпочтет заниматься через бесплатные или бюджетные онлайн уроки. Пока одни сидят в соцсетях и рассматривают фотографии из других стран, состоятельные граждане свободно перемещаются по миру, предпочитая вкладывать деньги в путешествия и продукты питания, а не в смартфоны или планшеты.
Эти выводы, опубликованные в газете «Нью-Йорк Таймс», вызвали бурную дискуссию. Многие выразили сомнение в том, что живое общение демонстрирует статусность и привилегии, поскольку технологии выигрывают в эффективности: можно наслаждаться чтением только печатных книг, но, если предстоит презентация, мало, кто станет делать ее на бумаге. С другой стороны, доводы во многом справедливы. Смотрите сами.
Сейчас практикуется дистанционное обучение, и даже при оффлайн занятиях в некоторых школах разрешают использовать на уроках ноутбуки. Но те, кто могут раскошелится, отдают детей учиться в частные школы, где взаимодействие с гаджетами сведено к минимуму. Почему?
Специалисты уверены, что ребенок, который постоянно зависает в электронных устройствах, обречен на пробелы в психическом развитии. Речь, память, моторика, интеллект должны пройти определенные этапы, в то время, как привычка потреблять информацию небольшими порциями, без системы и упорядочения, приводит к настоящей цифровой деменции. То есть, страдают мышление, критическое восприятие и память.
Помимо всего прочего, занять ребенка гаджетами — самый дешевый способ развлечения. Ведь секции, кружки, квесты и прочие мероприятия требуют времени и немалых средств.
Автор Ритмометода Евдокия Лучзарнова считает, что использование гаджетов зависит от цели: если это способствует развитию «по вертикали», то они помогают. А если идет развитие «по горизонтали» — мешают. То есть, когда техника берет на себя функции помощника, освобождая время для развития и совершенствования — это неплохо. Но когда человек расположился «в горизонтали», по сути — лежит и позволяет себя втянуть то в один, то в другой информофон, ни к чему хорошему это не приведет.
Нужно уметь сортировать нужное и ненужное, вовремя уходить из цифрового пространства и не делиться негативом — это отнимает энергию.
Какие у вас взаимоотношения с гаджетами? Есть ли зависимость? Согласны ли вы, что гаджеты — это своего рода фастфуд, на который все подсели?