Найти в Дзене
Исчезнувшая история

Русско-турецкая война в живописи

Оглавление

Психологи говорят, что травмирующие воспоминания не стоит подавлять, в этой связи психика художников (в широком смысле слова - людей, способных преобразовать полученную информацию в художественные образы) может показаться более устойчивой. Сегодня разберемся, как художники, участвовавшие в Русско-турецкой войне (1877 — 1878), когда о лечении посттравматического синдрома не говорили так широко, воплощали на полотнах фронтовые события.

"Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады," - Василий Васильевич Верещагин, русский живописец, художник-баталист.

Многие художники второй половины XIX были находились в русской армии: В. Верещагин, П. Соколов, Н. Каразин, П. Ковалевский, В. Поленов, Е. Макаров.

Василий Поленов. Величие природы против нелепости войны

В.Д. Поленов на момент начала войны состоял при штабе в Рущукском отряде под командование цесаревича великого князя Александра Александровича. В действующей армии он оказался одним из первых деятелей искусства и активно участвовал в боевых действиях. Всё это время он сотрудничал с редакцией журнала «Пчела», для которого выполнял зарисовки. Военные события получили широкое отражение в графических работах «Сербские конники у водопоя», «Белград с восточной стороны», «Внутренний госпиталь» и в картинах маслом – «Герцеговинка в засаде», «Болгарская хижина».

Иллюстрации Поленова в журнале "Пчела"
Иллюстрации Поленова в журнале "Пчела"

Главным способом видеть мир для Поленова оставался пейзаж. Поэтическое осмысление мира проникло и в военную тематику. Так родилась картина «Долина реки в Болгарии». Великолепие природы на картинах словно возвышается над нелепостью войны, приносящей горе и страдание людям. Открытие контраста гармонии природы и нарушенного войной извечного человеческого бытия стало основой взгляда Поленова на войну.

Василий Поленов "Долина реки в Болгарии", 1883 год
Василий Поленов "Долина реки в Болгарии", 1883 год

Василий Верещагин. Изобличение триумфа войны

Совсем не похож стиль В. В. Верещагина. В нём нет той отстранённой боли и печали. Это совсем иной взгляд. Война застала художника, когда он находился за границей. После известия о начале боевых действий Верещагин сразу попросил причислить его к штабу. На вопросы, ради чего он рискует жизнью, художник отвечал, что, только почувствовав голод, холод, болезни, раны, можно написать «живую» картину.

Большое внимание Верещагин уделил в своих полотнах двум ключевым событиями войны – боям за Плевну и Шипкинский перевал. Именно они фигурируют в его «Балканской серии». Во всех картинах царит лейтмотив безобразности войны. Даже на картине «Скобелев под Шипкой», которая знаменует победу над врагом, центральными героями становятся обезображенные тела солдат, а ликующий «Белый генерал» едва заметен на заднем плане.

Василий Верещагин "Скобелев под Шипкой",
Василий Верещагин "Скобелев под Шипкой",

Во время третьего, самого кровопролитного, штурма Плевны (именно наброски, сделанные перед ним, легли в основу картины «Перед атакой. Под Плевной») Верещагин находился в отряде генерала М.Д. Скобелева. Психология и поведение отдельного человека на войне интересовали художника не менее (возможно, даже более), чем «глобальные» события, творимые «человеческой массой».

На картине горизонт тревожно застилается дымками пока ещё редких выстрелов. Там, вдали, - редуты Плевны, видимые лишь в бинокль. Два редута – «Ключи Плевны» - будут взяты русскими войсками в этом сражении, но цена этой удачи окажется непомерно высокой. Погибшие деревья без верхушек (они срезаны ядрами) – символ противоестественности войны её злой разрушительной силы, враждебной всему живому.

Михаил Микешин. Новозаветная аллегория

Однако не только в работах Поленова и Верещагина отразилась тема русско-турецкой войны. Например, большой интерес представляет картина «Балканская мученица» М. Микешина. В ней художник активно использует приёмы религиозной живописи. Мученица оказывается распята на кресте в позе, напоминающей Андреевский крест (это весьма занимательная аллегория, так как апостол Андрей считался покровителем Константинополя, столицы Турции).

Балканская мученица. Доколе, о Господи!.. Из журнала «Пчела». Художник М.О. Микешин. Санкт-Петербург. 1876 г.
Балканская мученица. Доколе, о Господи!.. Из журнала «Пчела». Художник М.О. Микешин. Санкт-Петербург. 1876 г.

Восприятие войны какого художника наиболее созвучно вам?