Психологи говорят, что травмирующие воспоминания не стоит подавлять, в этой связи психика художников (в широком смысле слова - людей, способных преобразовать полученную информацию в художественные образы) может показаться более устойчивой. Сегодня разберемся, как художники, участвовавшие в Русско-турецкой войне (1877 — 1878), когда о лечении посттравматического синдрома не говорили так широко, воплощали на полотнах фронтовые события.
"Передо мною, как перед художником, Война, и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но бью с размаху и без пощады," - Василий Васильевич Верещагин, русский живописец, художник-баталист.
Многие художники второй половины XIX были находились в русской армии: В. Верещагин, П. Соколов, Н. Каразин, П. Ковалевский, В. Поленов, Е. Макаров.
Василий Поленов. Величие природы против нелепости войны
В.Д. Поленов на момент начала войны состоял при штабе в Рущукском отряде под командование цесаревича великого князя Александра Александровича. В действующей армии он оказался одним из первых деятелей искусства и активно участвовал в боевых действиях. Всё это время он сотрудничал с редакцией журнала «Пчела», для которого выполнял зарисовки. Военные события получили широкое отражение в графических работах «Сербские конники у водопоя», «Белград с восточной стороны», «Внутренний госпиталь» и в картинах маслом – «Герцеговинка в засаде», «Болгарская хижина».
Главным способом видеть мир для Поленова оставался пейзаж. Поэтическое осмысление мира проникло и в военную тематику. Так родилась картина «Долина реки в Болгарии». Великолепие природы на картинах словно возвышается над нелепостью войны, приносящей горе и страдание людям. Открытие контраста гармонии природы и нарушенного войной извечного человеческого бытия стало основой взгляда Поленова на войну.
Василий Верещагин. Изобличение триумфа войны
Совсем не похож стиль В. В. Верещагина. В нём нет той отстранённой боли и печали. Это совсем иной взгляд. Война застала художника, когда он находился за границей. После известия о начале боевых действий Верещагин сразу попросил причислить его к штабу. На вопросы, ради чего он рискует жизнью, художник отвечал, что, только почувствовав голод, холод, болезни, раны, можно написать «живую» картину.
Большое внимание Верещагин уделил в своих полотнах двум ключевым событиями войны – боям за Плевну и Шипкинский перевал. Именно они фигурируют в его «Балканской серии». Во всех картинах царит лейтмотив безобразности войны. Даже на картине «Скобелев под Шипкой», которая знаменует победу над врагом, центральными героями становятся обезображенные тела солдат, а ликующий «Белый генерал» едва заметен на заднем плане.
Во время третьего, самого кровопролитного, штурма Плевны (именно наброски, сделанные перед ним, легли в основу картины «Перед атакой. Под Плевной») Верещагин находился в отряде генерала М.Д. Скобелева. Психология и поведение отдельного человека на войне интересовали художника не менее (возможно, даже более), чем «глобальные» события, творимые «человеческой массой».
На картине горизонт тревожно застилается дымками пока ещё редких выстрелов. Там, вдали, - редуты Плевны, видимые лишь в бинокль. Два редута – «Ключи Плевны» - будут взяты русскими войсками в этом сражении, но цена этой удачи окажется непомерно высокой. Погибшие деревья без верхушек (они срезаны ядрами) – символ противоестественности войны её злой разрушительной силы, враждебной всему живому.
Михаил Микешин. Новозаветная аллегория
Однако не только в работах Поленова и Верещагина отразилась тема русско-турецкой войны. Например, большой интерес представляет картина «Балканская мученица» М. Микешина. В ней художник активно использует приёмы религиозной живописи. Мученица оказывается распята на кресте в позе, напоминающей Андреевский крест (это весьма занимательная аллегория, так как апостол Андрей считался покровителем Константинополя, столицы Турции).
Восприятие войны какого художника наиболее созвучно вам?