Позиции актеров древнегреческого театра были строго условны и выстроены в виде композиции. Представление не было случайным и могло быть разыгрываемо только в определенное время: в январе, феврале, марте или апреле в честь Диониса. Это было похоже на состязание поэтов. Древние пьесы были поэтичны, и герои должны были говорить в форме стихов. Некоторые драмы требовали более реалистичной формы. Однако театральные условности не допускали нарушения правил и применяли специфическую форму диалога в стихах. Диалоги носили ямб, то есть стихотворную форму, наиболее близкую к разговорной речи.
Спектакль не позволял им применять какие-либо элементы, которые могли бы сделать пьесу более похожей на действительность. Проблема заключалась в том, что жители древних городов связывали свою жизнь и театр с богами, героями и мифами. Например, Дионис отвечал за театр, и актеры выступали в его культе коллективно, чтобы подчеркнуть его присутствие и власть на сцене.
Общий акт состоял из многих участников, но в нем должно было участвовать только несколько актеров. В большинстве пьес было три актера, и некоторые из них должны были исполнять несколько ролей одновременно. Некоторые драмы были исполнены одним актером, который был мужчиной. Он мог играть как женскую, так и мужскую роль. Однако в оркестре было много разных участников. У всех актеров были свои места на сцене. Не было никакой возможности свободно передвигаться, так как в театре существовали определенные условности представления. Актеры, входившие с левой стороны сцены, символизировали человека, пришедшего из города или моря; незнакомцы входили с правой. Боги могли войти только с левой стороны. Исследования показали, что позже актеры изобрели множество различных машин для создания эффектов появления бога. Смысл этой сцены был также символическим и не мог быть изменен. Например, здание за сценой было дворцом в трагедиях, король носил красные одежды, а черные одежды украшали отрицательных персонажей. Таким образом, именно греческий театр положил начало идее главных героев и антагонистов. Чтобы подчеркнуть это различие, актеры использовали маски. Маски имели самое большое значение из всех условностей древнегреческого театра. Актеры должны были носить маски, которые были не только традиционными, но и представляли сущность греческого театра.
Маски отражали контекст драмы и служили примером жанра пьесы. Традиция масок была отдельным культом и менялась в периоды развития греческого театра. Маски использовались для того, чтобы показать различные коннотации в пьесе и проиллюстрировать устойчивый характер личности, который не мог быть изменен. Важно было использовать необходимую маску, так как это была половина успеха. Зрители, возможно, не поняли пьесу или поняли ее неправильно из-за неправильной маски. Таким образом, древний театр положил начало важнейшей конвенции традиции масок. Более того, у каждого жанра были свои маски.
Наиболее выразительные маски использовались в комедиях, так как выражение побуждало актера исполнять характер маски в ее движениях, а маска определяла движения актера.
Сила внешнего вида маски впечатляла и оказывала исключительное влияние на зрителей. Хору тоже пришлось надеть маски. Однако маски у них были одинаковые. Хотя хор мог содержать до пятнадцати членов, все они отражали только один характер. Маски имели действительно преувеличенные черты и не соответствовали действительности. У них были большие отверстия для рта, чтобы показать некоторые эмоции и выражения. Джон Ричард Грин был убежден, что условности масок были направлены на то, чтобы произвести впечатление на зрителей на самом высоком уровне, поскольку они выглядели так, как будто собирались поглотить аудиторию.
Функции масок были действительно важны. Они давали актерам возможность исполнять разные роли, помогали людям идентифицировать героев по их общественно-политическому статусу, полу, моральному облику и другим признакам. Например, маски для комедий имели широкий гримасничающий рот, вязаные коричневые глаза и черную прическу. Впрочем, маски имели и некоторые технические функции. Они были огромными и закрывали все лицо. Кроме того, они имели тот же эффект, что и резонатор; они увеличивали громкость голоса и даже изменяли звук. Таким образом, они имели дополнительные значения для метаморфических представлений.
Маски были сделаны из органических материалов и окрашены традиционно. Мужские маски были коричневыми, чтобы показать загорелую кожу, в то время как женские маски имели белую кожу. Маски древнегреческого театра были необходимы не только для выполнения своих исполнительских функций, но и как культурные традиции, олицетворявшие одну из важнейших условностей. Они могли подчеркивать одни элементы и скрывать другие. Например, одна и та же маска идентифицировала хор как единый персонаж, хотя он был одним из самых существенных элементов среди театральных условностей.
Хор не следует ассоциировать с его современным эквивалентом, поскольку на его характер повлияли особенности времени и культуры. Хор мог участвовать в пьесе и как участник, и как наблюдатель в одной и той же драме. Например, хор в Медее Он состоял из женщин, и Медея попросила их помочь ей. Таким образом, хор не участвовал в спектакле, но они были частью представления и символизировали женщин. Греческий театр не применял разговоров и не давал зрителям пространства для выбора или решения, потому что хор представлял все как судья. Фактически, хор заканчивал каждую часть и делал заключение о том, был ли персонаж положительным или отрицательным и были ли его действия правильными или неправильными. Иными словами, это было своеобразное собрание присяжных, которое помогало зрителям определить характер происходящих на сцене событий. Хотя, по их мнению, их нельзя было рассматривать как голос политического сообщества. Без сомнения, это был своего рода метод или прием повествования.
Греки были первыми, кто ввел хор как драматический элемент. В начале театральной эры в Греции хор насчитывал около 50 человек в оркестре. Однако позже было решено использовать хор примерно из 15 человек. Они могли петь или танцевать, исполнять содержание и вдохновлять настроение драмы движениями и действиями.
Несмотря на огромное количество людей, участвующих в хоре, они могли представлять только коллективный разум, концепции и отношения или представлять единый образ: «Хор функционирует как средство повествования, служа связующим звеном между аудиторией и самой пьесой, выделяя важные аспекты сцены и проецируя, и подчеркивая текущее эмоциональное состояние пьесы». Хор мог достичь этого эффекта с помощью песен, аналитических комментариев или разговоров о действиях персонажей. Они также могли петь оды – специальные песни, отдельные от пьесы. Функции хора были чрезвычайно различны: иногда они заставляли зрителей смотреть на драму с другой точки зрения, иногда они показывали внутренний мир персонажей или показывали зрителям сенсорные измерения.
В большинстве драм хор играл роль, соответствующую ценностям главного положительного героя. В комедиях хор мог изображать не только людей, но и животных и абстрактные образы. Значение хора для трагедии было весьма значительным, так как он усиливал суть трагедии и лучше показывал конфликт. Времена изменили традиции, но необходимость хора в древнегреческом театре была знаковой и могла изменить некоторые элементы или характеры. Следовательно, это была существенная условность театрального искусства.
Позже хор достиг способности исполнять определенные танцы. Она была тесно связана с песнями и представлениями древнего театра и называлась дифирамбами. Хотя современное общество и употребляет это слово, его первоначальное значение и истинный смысл не сохранились. Между эпизодами хор исполнял дифирамбы под музыку. Танцы были обычными для комедий, но актеры не танцевали во время трагедий. Впрочем, иногда такое случалось. Для танцора было большой честью исполнить танец в трагедии. Дэвид Уайлс считал, что греческий синтез танцев, песен и исполнения был неуловим.
Начало танцевальной драмы было связано с необходимостью усилить эффект и создать определенную символику движений. Современное понимание танца сильно отличается от греческого, потому что древние люди не обращали внимания на понятие ритма. На самом деле их танцы не были одновременными и не имели специальных приемов. Для современных танцев важен каждый шаг, в то время как древние греки не считали это важным и показывали на сцене гармоничные и естественные движения, которые можно было бы считать импровизациями.
Необходимость танцев была связана с религиозными веяниями и культом Диониса. Однако это был дополнительный элемент традиционного греческого театра в его полной сущности. Все детали были важны, и все персонажи должны были занять свои определенные места и не могли свободно выбирать их, так как это было больше, чем просто искусство. Это было обычное структурное действие. Даже одежда актеров должна была соответствовать контексту. Мужские персонажи носили короткие костюмы, а женские-более длинные. Каждый элемент одежды символизировал статус, пол, социальное положение, элемент психики или даже судьбу. Например, синий цвет символизировал проигравших, желтые или красные полосы подчеркивали счастье.
У актеров трагедии были длинные плащи с длинными рукавами. Одежда для трагедии напоминала одеяние жрецов. Чтобы усилить эффект трагедии, актеры использовали под одеждой специальные подушки, но при этом сохранили естественную форму человеческого тела. В комедиях они могут нарушить это правило и изменить черты актера, чтобы сделать его более комичным. Костюмы для театра имели важное значение в пьесах и могли даже показать некоторые обнаженные части тела. У актеров, участвовавших в комедиях, были длинные плащи с вышитыми украшениями тела или раскрашенными органами, которые показывали пол персонажа.
Таким образом, человеческий голос, маска, поза, поведение и цвета одежды создавали определенный специфический образ и укрепляли неизменные правила древнегреческого театра. Древние традиции не могли быть нарушены. В отличие от современной драматургии, древние актеры строго следовали постулатам театральных условностей и исполняли пьесы, подобные ритуалам или религиозным представлениям. Необходимо отметить, что вся греческая театральная традиция состояла из норм и придерживалась традиций. На самом деле, некоторые элементы могли быть заменены с целью сделать акт более впечатляющим или эффективным, но его общая структура имела совершенно условный характер.
В заключение следует отметить, что греческий театр отражал внешние склонности древних граждан, которые распространяли свое театральное искусство на другие города-государства и различные греческие колонии. Люди почитали своих богов, и большинство элементов в их искусстве отражало это поклонение.
#культура #маски #история древнего мира #история античности