Найти тему

Изучаем тромбоциты на уроке биологии в 8 классе

Как я уже писала ранее, на каждый вид форменных элементов крови я выделяю отдельный урок. И потому что мне мало, чтобы школьники просто запомнили «эритроциты – кислород, тромбоциты – тромб», и потому что согласна со ФГОС – нужно учить думать, размышлять, понимать процессы.

Я работаю в школе 26 лет. Преподаю биологию по "Линии жизни" Пасечника. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Это второй урок по теме «Внутренняя среда организма». Планирование темы здесь.

Начинаю урок с устного опроса по опорному конспекту. Да-да, с банального устного опроса. Кто-то может ярко рассказать по всему конспекту, кто-то формулирует 3-4 предложения по одной микротеме. Но в любом случае говорить по предмету детям нужно.

Внизу схема не заполнена, поскольку этот материал будем изучать на текущем уроке
Внизу схема не заполнена, поскольку этот материал будем изучать на текущем уроке

После опроса переходим к стадии вызова. Для этого демонстрирую фотографию тромба и вопросы к ней (на фото). Таким образом выходим на проблему – как и зачем образуются тромбы.

-3

Вспоминаем, что кровь выполняет свои функции в движении. Для этого она жидкая и текучая. Но существуют ситуации, когда текучесть крови становится ее недостатком – разрывы сосудов.

Задаю вопрос: должен ли материал для тромба существовать в крови всегда. Дети думают-думают и приходят к выводу, что да. Иначе откуда он оперативно возьмется при поранении сосуда.

Далее обсуждаем: если этот материал присутствует в крови всегда, то почему он «срабатывает» только в случае разрыва стенки сосуда? Дети думают-думают и приходят к выводу, что этот материал как-то отделен от основной массы крови.

Вот это та самая ситуация на уроке, когда дети могут и должны думать сами. Она требует времени. Если соединять тему тромбоцитов с другой какой-либо темой (присоединить ее к ознакомлению с внутренней средой или к другим форменным элементам), то придется просто быстро рассказать все самой. А так я выделяю 10 минут на эту микротему (которая объясняется за минуту), зато дети доходят до всего сами. Ну, по крайней мере, могут дойти.

Хороший пример – работа гипотермического (охлаждающего пакета). Его даже можно продемонстрировать на этом этапе урока. В нем содержится нитрат аммония и вода, разделенные хрупкой перегородкой. Пока вещества разделены, пакет не поглощает тепло, не работает. Но если разрушить внутренний пакетик с водой, то начинается эндотермическая реакция.

Проводим аналогии. Второе вещество (вода) в составе пакета содержится во внутреннем пакетике. Второе вещество в составе крови находится во внутреннем пакетике… в тромбоците!

Вот теперь можно уже и объяснить, что же, собственно, происходит. Ищем на опорном конспекте среди БЖУ (белков, жиров, углеводов) белок фибриноген. Это первое вещество. А в тромбоците содержится фермент. Под влиянием этого фермента растворимый фибриноген превращается в нерастворимый фибрин. Это, конечно, довольно примитивное объяснение, но восьмиклассникам больше и не нужно.

Для понимания процесса составляем логическую цепочку. Каждой группе выдаю набор карточек, из которых школьники составляют цепочку прямо на столе. Потом желающие составляют ее на доске. Здесь важно оговорить, что каждое следующее явление должно логически вытекать из предыдущего. Готовую схему переносим на опорный конспект.

Плашки можно двигать по доске стилусом, а если интерактивной доски нет и вы работаете на экране, то мышью
Плашки можно двигать по доске стилусом, а если интерактивной доски нет и вы работаете на экране, то мышью

Остается немного времени на частности-интересности. Например, можно обсудить вопрос «Всегда ли при кровотечении образуются тромбы» и, в этой связи, гемофилию. Более подробно вопрос будет обсуждаться в 9 классе, при изучении наследственных заболеваний. Но если термин будет уже знаком, то и дело пойдет быстрее.

Желтая кнопка на слайде - гиперссылка. До клика по ней на экране присутствовал только вопрос
Желтая кнопка на слайде - гиперссылка. До клика по ней на экране присутствовал только вопрос

Вторая «интересность» - назовите ситуации, при которых образование тромба вредно. Здесь можно подробнее сказать о невероятной гладкости эпителия кровеносных сосудов, о холестериновых бляшках и даже о тромбозах как осложнениях при текущей пандемии.

Желтая кнопка на этом слайде работает аалогично
Желтая кнопка на этом слайде работает аалогично

Для закрепления даю тест на доске для фронтального решения. Вопросов можно составить великое множество, здесь приведу только два.

Самый простенький тестик с выбором одного ответа. Желтая кнопка убирает неверные ответы
Самый простенький тестик с выбором одного ответа. Желтая кнопка убирает неверные ответы

Здесь можно либо передвигать плашки, либо рисовать соединяющие линии
Здесь можно либо передвигать плашки, либо рисовать соединяющие линии

Следующий материал будет посвящен теме «Эритроциты. Переливание крови. Группы крови».

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!