Я в кабинете терапевта. Она качает головой — анализы не очень. На моих плечах заботливый ангелочек («береги себя») и сахарный дьяволенок («живем один раз»). Осознание ставит мне на лоб печать — «зависима от сахара».
С шоколадом неразлучны
Я не помню себя без шоколадки в руках. С детства мое сердце трепетало при виде молочного «Альпен Гольда» — тогда он был еще ничего. Позже мои вкусы эволюционировали. И количество поглощенного в день шоколада тоже. Если в детстве родители позволяли мне съесть полоску старой доброй «Аленки» и было достаточно, то в годы учебы в универе я могла уйти в шоколадный запой и есть по плитке «Риттер спорта» (обязательно орехового!) недели две подряд.
Однажды на паре по психологии преподаватель сказала «Мы, девочки, как любим — купить плитку и съесть за один раз. А как надо? Можно ведь и долькой обойтись — не разжевывать и проглатывать разом, а наслаждаться этим кусочком. Не зря ведь шоколад на дольки делят».
Это был момент прозрения — ненормально жрать шоколад плитками. А за ним вопрос: «почему я так делаю?».
Тогда я отмахнулась — чисто химическое дело, зависимость от сахара. Но с плитками стала осторожничать — перешла на батончики.
Если я не замечаю проблем, значит, их нет
Такая большая любовь к шоколаду оставляла следы, а я их любовно заметала. Были проблемы:
1. Кожа. Я щедро замазывала прыщи и красные щеки тоналкой и не задумывалась, от чего они могут быть. Знаю, что многие поспорят и скажут, что прыщи — проблема гормональная. В моем случае прыщей становилось меньше в периоды без сахара.
2. Энергия. Я на 100% уверена — сахар забирает энергию. Точнее, как это работало со мной: я ела сладость и энергия подскакивала, а потом через короткое количество времени пропадала совсем. Мне нужна была новая «доза».
3. Зубы. Я ходила к зубному как к себе домой — нынче это удовольствие дорогое. Я все сокрушалась — «ах, какая у меня слабая эмаль», «что же не так с моим уходом за зубами?».
4. Я плохо чувствовала вкус еды. Это я поняла потом, на контрасте после отказа от сахара. Каково же было мое удивление, когда я ярко почувствовала вкус не соленой гречки.
5. Хроническая ангина. Еще одно открытие — перестаньте есть сладкое, и ангина от вас отстанет. В Интернете есть статьи на этот счет. В моем случае это сработало.
Почти все проблемы были очевидны — привычка разрушала мой организм изнутри. Я закрывала на это глаза. Но горькая правда пришла неожиданно.
Прозрение
Пришло время устраиваться на работу. Я проходила медосмотр, а в промежутках поглощала чипсы и шоколад. Я назвала это контрастным питанием — как душ, только повкуснее. Сначала ела соленое, на его контрасте сладкое было приятнее, а потом сладкое заедала соленым.
Тогда я уже подсознательно чувствовала, что что-то не так. Что у меня проблемы. Я уже не хотела есть, меня тошнило от шоколада, но я продолжала. Вопрос «почему?» мелькал в голове, но не проявлялся.
В тот день я забрала анализы и пошла к предпоследнему врачу на осмотр — к терапевту. Я понимала, что с анализами что-то не так — были проблемы при сдаче крови и мне пророчили анемию.
Анемии не случилось, но врачу все равно не понравился результат моих анализов. Сказала: «вы либо воду совсем не пьете, либо сладостями злоупотребляете». Воды я пила много, а в рюкзаке предательски шуршала обертка от «Бабаевского».
«Что это значит? Я больна?» — испуганно спросила я.
«Пока нет, но если будете так продолжать...».
Мне было все понятно. Я довела свой организм до переломного момента. И передо мной встал выбор — бросать или принять факт скорой болезни.
В тот же вечер я пришла домой и выбросила все сладкое в мусорку. В первый раз.
Месяц без сахара
Не сказать, что мне было сложно отказаться от сахара в этот раз. Я пробовала раньше — все заканчивалось головными болями, бессилием и чуть ли не ломкой. В этот раз страх был сильнее.
Я так испугалась, что ограничила сахар во всем — мое питание изменилось. Я отказалась не только от привычных сладостей, но и от соусов, макарон, сахара в кофе и в кашах.
Чтоб была понятна степень моего помешательства — я боялась есть даже фрукты. Как оказалось, фруктоза и глюкоза тоже могут быть вредными.
Я не ждала пользы от новой пищевой привычки — все мои действия были лишь для избежания болезни. Однако, улучшения пришли — кожа не стала идеальной, зато ровнее и чище. Энергия стала появляться сама по себе. Я почувствовала вкус еды. Не стало и ангины. А на руках прошли чешущиеся болячки.
Мои пищевые привычки стали более осознанными. И, можно сказать, я была счастлива с таким образом жизни. Я прожила месяц на строжайшей, чуть ли не постной диете. А потом настал Новый год...
Одна «Рафаэлка», и 10 месяцев как в тумане — я ушла в «сахарное пьянство». Уже с осознанным чувством вины. Страх дышал мне в спину.
РПП?
Я не психотерапевт и не посещала его, так что не берусь рассуждать, страдаю ли я расстройством пищевого поведения. Я знаю, что страдаю перееданием — ем сверх меры. Понимаю и признаю, что у меня есть пищевая зависимость.
Это проблема, это не здорово. Наконец, я задала себе вопрос — что же для меня сахар?
И друг, и враг
Сладкое — это безопасность. Это уютная атмосфера с шоколадкой и чаем за сериалом. Это утешение после тяжелого стрессового дня. Это спасение от головных болей. Это — радость, которой иногда так не хватает.
Сладкое — проблема. То, что заставляет меня переживать. То, что позволяет мне убегать от настоящих чувств и потребностей. И это вечное бегство тормозит меня — я не развиваюсь как личность.
Мне нужно ощущение безопасности — я найду его в заземлении. И буду чувствовать свое тело. Особенно когда оно не хочет сладкого.
Мне нужен уют — я создам его вокруг себя.
Мне нужно расслабляться — и я научусь отдыхать.
Мне нужно решить проблему с головными болями — и я найду причину и решение.
Мне нужна радость — и это повод задуматься о том, как я живу и начать что-то менять.
Вот так попытка отказаться от сладкого оказалась краеугольным камнем. И он отразил больше, чем я ожидала.
Что теперь?
Я начиталась про питание достаточно, прошла через самообман, запреты и принятие. Теперь делаю вывод:
Не нормально переедать, не нормально быть зависимой от конкретного продукта, не нормально испытывать ломку. Но так же не нормально делить еду на хорошую и плохую. Не нормально ограничивать себя. Я уже убедилась, к чему это привело.
Я выбрала интуитивное питание. Про него достаточно информации в Интернете. Я взяла некоторые принципы для себя.
Главный индикатор, на который я стала опираться — мои ощущения. Сначала ничего не чувствовала — наелась или нет, хочется сладкого или нет. Со временем ощущения пришли. Я все еще не могу поставить четкие границы и ем шоколад даже когда понимаю, что не хочу его.
Я стараюсь не ругать себя. Принимать свою зависимость. Понимать, что не все сразу. Я стала меньше есть сладости — в моем доме их нет, они мне не всегда нужны.
Я в начале пути. Все еще пытаюсь выстроить здоровые отношения с сахаром. Особенно с шоколадом.
Я стала работать со своими эмоциями. В первую очередь моя зависимость держится на них. Если я научусь закрывать потребности напрямую, то желание заедать их шоколадом отпадет.
Анализ привычки есть сладкое привел меня к пониманию своих эмоциональных потребностей. Что, в свою очередь, отразится на качестве моей жизни. И я чувствую благодарность за то, что мне пришлось открыть на эту проблему глаза и начать исследовать ее глубже.
А какие зависимости есть у вас? Как вы к ним относитесь?