Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

Несоответствие данных инвентаризации выбросов сведениям о выбросах как основание для отказа в согласовании мероприятий при НМУ

Является ли основанием для отказа в согласовании мероприятий при НМУ несоответствие данных инвентаризации выбросов сведениям о выбросах, содержащихся в государственном реестре объектов НВОС?

Отвечает юрист Центра Золотарь Ксения:

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

При этом согласно п. 3 указанной статьи Федерального закона форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Так, на основании п. 2, 3 разд. II «Сведения о воздействии объекта на окружающую среду» Формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. № 554) в заявке о постановке объектов, оказывающих НВОС указываются:

  • Сведения о количестве и составе выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов (отдельно по каждому загрязняющему веществу от каждого источника), в т.ч. фактическая масса или объем выбросов вредного (загрязняющего) вещества (с указанием кода и наименования вредного (загрязняющего) вещества), т/год; мощность выброса вредного (загрязняющего) вещества, г/с;
  • Сведения о выпусках и сбросах сточных вод (отдельно по каждому выпуску/сбросу в рамках объекта):в т.ч. фактическая масса сбросов загрязняющих веществ (по каждому загрязняющему веществу в рамках выпуска/сброса с указанием наименования загрязняющего вещества), т/год;
    фактический объем сброшенных сточных вод (с превышением нормативов, в пределах нормативов), куб. м/год.

Таким образом, в заявке о постановке на учет объекта НВОС указывается фактическая масса или объем выбросов и фактическая масса сбросов загрязняющих веществ.

Необходимо отметить, что государственный реестр объектов в НВОС включает в себя в т.ч.:

  • сведения об уровне и (или) объеме или о массе выбросов загрязняющих веществ в отношении каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сведения об уровне и (или) объеме или о массе сбросов загрязняющих веществ в отношении каждого источника сбросов загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.

При этом указанные сведения, в т.ч. включая сведения, содержащиеся в представляемых в установленном порядке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении объектов, отнесенных к I, II, III категориям в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, вносятся территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в государственный реестр ежегодно, не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

В соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

При этом согласно абз. 2 п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании изложенного, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I – III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и находящихся в городских и иных поселениях.

При этом данные мероприятия должны быть согласованы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Необходимо отметить, что 27 июня 2020 года вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 г. № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».

Таким образом, в случае разработки плана мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ после 27 июня 2020 года указанный план должен разрабатываться в соответствии с положениями Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  от 28 ноября 2019 г. № 811) (далее – Требования).

Так, в соответствии с п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Согласно п. 6 Требований разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:

  • данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов;
    результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;
  • результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273;
  • сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
  • сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.

На основании изложенного, разработка мероприятий при НМУ проводится на основании в т.ч. данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273.

При этом сведения о фактической массе или объеме выбросов загрязняющих веществ, внесенные в государственный реестр территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, и содержащиеся в представляемых отчетах об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, не имеют самостоятельного правового значения для разработки мероприятий при НМУ.