Продолжаем знакомиться с режиссерами авторского, арт-хаусного и просто качественного кино последнего примерно тридцатилетия. Возвращаемся к исландскому кино и обратим внимание на одного из лучших представителей островного кинематографа - Дагюра Каури.
"Ной - Белая ворона" (2003) - первый фильм Каури уже стал классикой национального кино. Главный герой живет в доме, который заметают снегом метели, является сыном разведенных родителей, регулярно опаздывает в школу, которую не любит, отбирает деньги у игрального автомата, его с утра поднимают выстрелом из ружья в бескрайние дали заботливые мамины руки. Он искренно реагирует на окружающий его мир, и он вознагражден от природы депрессивным характером. Он являет собой одно из колоритных воплощений Исландии, при всей его внешней серости и склонности к одиночеству. Правда, на острове являются из тумана красивые девушки-продавщицы, и как чудесный призрак являют собой проблеск смысла жизни. На фильм можно посмотреть и с другой стороны. Это образец европейского арт-хауса нулевых годов. Автор раскладывает персонажей обстоятельно, как номенклатуру товаров, сохраняя дистанцию и не навязывая выводы. Такая география, такая вот природа, такие люди. У них всё как у европейцев, у этих исландцев. Только больше обычного дистанция между людьми. И загадочные, беспощадные к людям горы - равнодушные господа ландшафта.
"Темная лошадка" (2005) - вторая, на этот раз черно-белая, картина режиссера. Если персонаж получает доходы 7 долларов за несколько лет и разбирательства в налоговой из-за долгов, ездит по улицам на своей машине в наушниках и не замечает преследование полиции, то вы видите эрзац новой волны. И автор прекрасно осознает, что на экране в лучшем случае пародия, ведь одновременно мы описали расслабленного европейского современника. Целое поколение то ли подражает киноперсонажам прошлого, то ли надлежащим образом воспитано вэлфэр-социализмом. Это собрание персонажей может показаться немного легковесным, а их жизнь малосодержательной. Но Каури и не пытается ничего выдумать сверх того, что представляет собой жизнь самых обыкновенных островных обывателей. Они временами забавны и не знают ничего помимо текущей жизни. Это как девушка говорит главному герою "Я Франк. Вообще-то меня зовут Франческа, но это так пафосно". Но герои совсем не пустые люди, просто находят что-то свое не торопясь, то раздумывая, то принимая спонтанные решения. И продолжают род человеческий в любимой ими Исландии.
В фильме "Доброе сердце" (2009) образовалось сотрудничество двух мужчин разного возраста. Что может обьединять одинокого владельца бара со сварливым характером и консервативными привычками и молодого бродягу, субтильного, безответного, неудачливого самоубийцу? Во-первых, пребывание в больнице, а во-вторых, необходимость передать бар по наследству. Злой, закрытый против доброго, общительного. Они и правда находятся в непримиримом противостоянии? Мир человеческих эмоций скорее похож на переливающийся разноцветный шар. И время создает более сложные и жизнеспособные сочетания, чем могло показаться на первый взгляд.
"Гора девственности" (2015) - последний на сегодня фильм Каури берет в качестве темы жизнь одинокого, доброго и безответного человека. Разумеется, присутствует занятая своей жизнью мама, монотонная работа, издевательства коллег и мощная коллекция солдатиков, имитирующих великие бои прошлого. Это тривиальная провинциальная жизнь, но даже здесь культура (всё многообразие человеческих связей, проявлений, привычек, традиций) не всегда способна безболезненно или хоть как-то ассимилировать всех людей. И человек больших размеров - главный герой - застрял в двери общества боком. То ли очень ранимая и большая душа, то ли двери маленькие. Если человека, который боится мяча, слишком часто спрашивать о футболе, он обходит все стадионы стороной, а случаем может и голову оторвать. Но у него светлая душа ребенка, у него всегда есть шанс найти свой путь, надо только сесть в правильный самолет.
Это была фильмография Дагюра Каури. Приятного просмотра.