Найти тему
Наталья Баева

Культура и цивилизация - враги?!

Постоянное возрастание культуры, прогресс, на первый взгляд, безусловное благо для человечества. Культура всегда противопоставлялась дикости, и считалась синонимом цивилизации. Однако уже в начале прошлого века пришлось задуматься, считать ли явлениями культуры науку и технику, совершенствующие способы массового уничтожения людей?

Пришлось признать, что цивилизация и культура могут прийти в острое противоречие друг с другом. Что цивилизация опережает в развитии культуру, подавляет её, принимает виды и формы, угрожающие самому существованию человечества.

Как же назвать духовную деятельность, «обслуживающую» такую цивилизацию? Живопись, музыку, литературу? Это КОНТРКУЛЬТУРА. АНТИКУЛЬТУРА.

Появилось даже определение «эстетика безобразного» — воспевание разрушения, разложения.

-2

Но ведь от этого отвернётся любой человек со здоровой психикой — а творцы контркультуры готовы бороться за умы и сердца большинства.

«Личный режиссёр Гитлера» Лени Рифеншталь была действительно необычайно талантлива. Её документальные фильмы историки кино относят к шедеврам мирового кинематографа. И сегодня, просматривая эти ленты, невольно любуешься единым порывом нации, стремлением возвеличить Родину, красотой подрастающего поколения «арийцев».

-3

Довоенных зрителей это восхищало — а нам мешает восхищаться знание об истинной природе фашизма.

Можно ли отнести эти фильмы к разряду искусства? Стали ли явлениями культуры орудия пыток, если они теперь выставлены в музеях?

-4

Совсем иначе выглядит противостояние культуре не на сознательном, принципиальном уровне, а на уровне эмоций, когда человек просто не воспринимает лучших образцов, когда опера для него — это скучно, книга — слишком толстая, на музей — денег жалковато, а тоже ведь хочется жить «не хлебом единым».

Подростки — наверняка обратятся к литературе, и, прежде всего музыке, отличной от общепринятой — для утверждения своей особости, непохожести. Таково происхождение и постоянное воспроизводство СУБКУЛЬТУРЫ. Буквально это «подкультура», «недокультура».

-5

Звучит нелестно, поэтому творцы и поклонники предпочитают другое название, более благозвучное. Андерграунд.

Битники, Стиляги, Хиппи, Панки, Металлисты, Готы, Эмо… Каждое новое поколение неформалов уверено, что история начинается с них, и забывает о своих предшественниках. Забывают настолько, что далеко не каждый назовёт первый в нашей литературе роман с главным героем — неформалом. Хотя это произведение «проходят» в школе. Это «Отцы и дети» Тургенева.

Нигилисты были, очевидно, первым в России неформальным движением со всеми его атрибутами — доморощенной философией и идеологией, оригинальными одеждами-причёсками-манерами, и с полным отрицанием «поэзии», которую так любили «отцы».

-6

Просто потому, что поколение «отцов» не смогло построить «нормальной» жизни. Потом нигилисты сами стали отцами…

(И чем это отличается от сегодняшнего "Читали вы-читали - а страну развалить позволили! Только и осталось вам гордиться, что много читали!")

А ведь прежде, чем попасть в литературу, явление должно было существовать не один год. Глубоко в историю уходят «недокультурные» традиции.

Это не просто игры. Даже пытаясь выделиться из всего человечества, важно знать, что ты не одинок, есть те, кто тебя понимает и поддерживает. И ничего, если для этого нужны цепи-заклёпки-бритый череп-чёрный балахон-булавка в носу и ночные прогулки по кладбищу.

Но это — вроде игры в куклы. Кто в них играет в два года — гений, а кто в двенадцать — уже не гений, мягко говоря… Так и двенадцатилетний неформал — «продвинутый», семнадцатилетний — уже балбес, а уж тридцатилетний…

-7

Значит, в субкультуру не спрячешься. И путь постижения своей национальной культуры всё же остаётся единственно возможным.

Но значит ли это, что всё самодеятельное «духовное производство» неформалов — с точки зрения культуры — сплошной брак?

Нет, таланты рождаются в любое время и в любой среде, и совсем не исключено, что та или иная песня, сочинённая сегодняшним дворовым авторитетом, станет классикой. Но узнаем мы об этом лишь через полвека…

КЛАССИКА — не музей окаменелостей, а копилка всего лучшего, что создано человечеством до нас. Этим лучшим оказывается лишь очень небольшая часть всего того, что написано, нарисовано или снято. Считается, что если произведение интересно через пятьдесят лет после его создания — оно вошло в этот золотой фонд. Для кино этот срок меньше, ведь вся история кино насчитывает чуть более века. Фильм считается бессмертным, если его смотрят тридцать лет.

Для кого же создано такое богатство, если не для потомков?

Популярный композитор-эстрадник Д. Тухманов написал цикл мелодий на слова поэтов разных эпох. Древняя Греция, средневековая Франция, Америка, Польша… Услышав это на дискотеках мы, тогдашние старшеклассники, пришли в восторг. Не везде могли разобрать на слух слова — и взяли эти сборники стихов в библиотеках. Прочли. Озорная поэзия вагантов — студентов 11 века — стала для многих личным открытием. Особенно позабавили рассказы об образе жизни вагантов — первых европейских неформалов…

-8

Спасибо композитору. Но разве трудно такие открытия совершать самим? Только протяни руку — поройся в книгах, сходи на выставку, поставь фильм, проверенный временем — и наверняка откроешь то, что будет близко и дорого лично тебе.