С древних времен Китай был доминирующей культурой Восточной Азии. Это объясняется тем, что долгое время именно он являлся наиболее развитой страной. Хотя на Корейском полуострове и на Японском архипелаге существовали различные культуры, археологические свидетельства говорят о китайском влиянии и обмене между ранними восточноазиатскими культурами. Взаимодействию отчасти способствовали мосты, соединявшие Японию с континентом. Из Китая в Корею, а затем в Японию пришли буддизм и конфуцианство, характерная азиатская архитектура, письменность, изобразительное искусство и литература. Если Китай влиял на Корею со стороны Запада, то с Востока традиции привносила Япония.
В то время как Корея и Япония находились на разных этапах развития, события в Китае были более насыщенными. Примерно в 2 000 году до н. э. начала зарождаться бронзовая культура. Она послужила основой для первой китайской династии Шан, которая стала свидетелем выдающихся достижений в производстве каменных, керамических, бронзовых и нефритовых артефактов, а также развития письменного языка на основе пиктограмм. Производство бронзы появилось в Корее примерно в 700 году до н. э., а немного позже и в Японии. Экспансионистская политика правителей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) стимулировала постепенное распространение элементов китайской культуры в Корею и Японию.
Центральное расположение Кореи придавало ей особую стратегическую ценность и, таким образом, делало ее «жертвой» влияния Китая и Японии. Однако Корея стремилась сохранить свою идентичность и помешать соседям осуществлять контроль над частью полуострова. Национальный вклад Кореи в культуру Восточной Азии заключался в мастерстве ювелирного дела и дизайна, а также керамике в виде изящной посуды цвета морской волны.
Говоря о символизме, китайское искусство изображает своеобразные народные истории, ценности и идеи. Распространенные отличительные узоры – мухи, грибы линчжи, боги и китайский зодиак. Однако самым главным и узнаваемым символом китайской культы, пожалуй, является дракон. Это собирательный персонаж: голова верблюда, рога оленя, глаза демона, шея змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Китайского дракона легко отличить от драконов других культур: у него пять пальцев на ноге.
В японском искусстве преобладают такие символы, как черепахи (которые в Китае считаются плохим знаком), ракообразные и карпы кои. Японцы также любят хризантемы, зигзаги и абстрактные формы. Часто прослеживаются и мифологические существа, характерные для культуры архипелага.
Искусство Кореи не менее необычно, у него свои особенности, мотивы и история. Безусловно, Япония и Китай во многом повлияли на постоянные элементы корейской живописи и скульптуры. Прослеживаются такие символы, как лотос, феникс, рыба, дракон и хризантема. Однако корейский дракон сильно отличается от китайского.
Элементы и тенденции, общие для китайской, корейской и японской культур, обширны, но два вида особенно важны: сильное сходство гончарного производства и каллиграфия. Утонченная и технически сложная фаянсовая и глазурованная посуда были неотъемлемой частью повседневной жизни восточных стран и сильно ценились знатоками керамики.
Для стран Восточной Азии каллиграфия – изящное искусство, даже более сложное, чем гравюры или живопись. В создание каждого произведения очень важен процесс (медитация), но не конечный результат. Гравюры известных восточноазиатских художников часто сопровождались текстом или стихотворением, которому отводилось центральное место на листе. Однако именно изображение иллюстрировало фразу, а не фраза разъясняла изображенное. Восточноазиатская каллиграфия впервые появилась в Китае около 2 000 года до н. э. В течение первого тысячелетия нашей эры искусство распространилось в Японию и Корею. Несмотря на то, что иероглифы трех стран на первый взгляд могут казаться одинаковыми, они очень разные: начиная от значения и заканчивая формой.
Несмотря на определенную общность Китая, Японии и Кореи, их культурные коды значительно отличаются друг от друга. Для Китая характерно восприятие гармонии через соотношение Неба и Земли и положение человека в этой системе. На такую интерпретацию сильно повлияли религиозно-философские учения: буддизм, даосизм и конфуцианство. Японское искусство неразрывно связано с ее географическим положением. Природа, мощная стихия, вулканы и ветра. Жители верили, что у всего в этом мире есть душа. Так, естественность и чистота стали отличительной чертой японской живописи, часто изображающей природные пейзажи. На корейское искусство во многом повлиял Китай. На произведениях часто изображены буддийские монахи, сам Будда или его ученики. Однако отличительная особенность корейских сюжетов заключается в динамичности и реализме: охота и сцены из повседневной жизни людей.
Искусство Азии подарило миру большое количество отличительных, очень своеобразных видов и форм искусства. Художественное мышление восточноазиатских мастеров характеризуется глубинным пониманием эстетики и религиозно-философского чувства. Япония, Китай и Корея во многом повлияли друг на друга, есть очевидные сходства и различия. Однако три культуры имеют уникальную историю и собственный стиль.
Автор: Елена Антипова