Найти тему
Строительный мир

Воскрешение давнего проекта: скоростную автомагистраль между М7 "Волга" и М5 "Урал", могут завершить в ближайшие годы

Оглавление

К 2027 году планируется построить скоростную автомагистраль от Москвы до Екатеринбурга, что позволит в два раза сократить время в пути на участке протяженностью 1,6 тыс. км — до 17-18 часов и существенно увеличить грузооборот. Решение о продлении трассы до столицы Свердловской области было озвучено президентом страны Владимиром Путиным в апреле 2021-го в послании Федеральному собранию. Дорогу в восточном направлении до Казани должны закончить в течение ближайших трех лет.

© Сайт Правительства РФ / government.ru / CC BY 4.0 (Михаил Мишустин на совещании о строительстве автодороги "Европа – Западный Китай")
© Сайт Правительства РФ / government.ru / CC BY 4.0 (Михаил Мишустин на совещании о строительстве автодороги "Европа – Западный Китай")

Благодаря этой масштабной кампании, появились надежды и на скорое завершение, казалось, уже забытого многими проекта по строительству четырехполосной магистрали, соединяющей две федеральные трассы — М7 «Волга» и М5 «Урал». Она пройдет от села Шали, расположенного в Пестречинском районе Татарстана (примерно в 30 км к юго-востоку от Казани), до города Бавлы, находящегося у границ с Башкортостаном и Оренбургской областью на трассе Р-239.

Давняя мечта

Участок от Шали до берега Камы (Сорочьи Горы) начали строить еще в 1998 году; позднее было объявлено, что дорога станет частью проекта Международного транспортного коридора «Европа – Западный Китай» протяженностью 8,5 тыс. км. Открыли магистраль категории Iб в октябре 2010-го, потратив на ее строительство из республиканского и федерального бюджетов около 4,5 млрд руб. Основная нагрузка легла на регион, Москва предоставила чуть менее трети от общей сметы.

Параллельно шло возведение мостового перехода через Каму протяженностью около 14 км. Решение о его строительстве было принято еще в середине 1980-х, но после распада СССР проект продвигался медленно. Открытие первой очереди произошло только в 2002 году, а полностью объект сдали в 2016-м.

© Грызунов А.Е. / CC BY-SA 3.0 (Мостовой переход через Каму, мост через малую реку Архаровка, 2011 год)
© Грызунов А.Е. / CC BY-SA 3.0 (Мостовой переход через Каму, мост через малую реку Архаровка, 2011 год)

В дальнейшем в эксплуатацию будут введены участки «Алексеевское – Альметьевск» (145 км) и далее 100 км до города Бавлы. Первый предполагалось реализовать усилиями частных инвесторов; за него еще в 2004 году взялось местное АО «СМП-Нефтегаз» (для этой цели им было создано дочернее ОАО «Автострада»). В 2006-м сообщалось, что скоростной автобан свяжет Казань с Альметьевском уже через четыре года. В дальнейшем озвучивались другие сроки. Но на сегодня он готов менее чем на 25% — выполнены земляные работы.

Компания строила дублера Р-239 в силу возможностей за собственные средства; частично, в небольших объемах, поступали деньги и из местного бюджета. К проекту со стороны никто не подключался, возможно, из-за неопределенности в отношении маршрута «Европа – Западный Китай». Хотя периодически и появлялись надежды. В частности, в 2011 году ожидалось, что основным инвестором проекта станет ГК «Автодор». Но этого не произошло.

© Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан / mindortrans.tatarstan.ru / CC BY 4.0
© Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан / mindortrans.tatarstan.ru / CC BY 4.0

Не все было гладко и в отношениях с Минтрансом, о чем в свое время говорил совладелец АО «СМП-Нефтегаз» и один из главных инициаторов строительства дороги Фоат Комаров. Как бы там ни было, а стройка серьезно затянулась. Участок «Альметьевск – Бавлы» начали проектировать в 2012 году, но к работам так и не приступили.

Мечта становится ближе

Летом 2020-го в свете реализации проекта скоростной автомагистрали М12 тема дороги в Татарстане была поднята на уровне Правительства РФ. По инициативе вице-премьера Марата Хуснуллина глава кабинета министров Михаил Мишустин дал поручение Минтрансу и Минфину совместно с Республикой Татарстан проработать вопрос о строительстве трассы. Более того, будет рассмотрен вариант продления этой дороги в восточном направлении через Набережные Челны до Екатеринбурга. Таким образом, из Казани до столицы Урала могут появиться сразу две скоростные автодороги категории Iа.

© Сайт Правительства РФ / government.ru / CC BY 4.0 (Премьер-министр РФ Михаил Мишустин и Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин)
© Сайт Правительства РФ / government.ru / CC BY 4.0 (Премьер-министр РФ Михаил Мишустин и Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин)

Проект по строительству и финансированию недостроенного участка «Алексеевское – Альметьевск» по-прежнему находится на проработке. Велика вероятность, что в ближайшее время он, наконец, будет закончен. На его реализацию при наличии средств уйдет около трех лет. В целом, на завершение всего участка дороги от поселка Алексеевское до города Бавлы необходимо более 100 млрд руб.

Появление этой скоростной трассы привлечет дополнительный трафик на будущую автодорогу «Москва – Казань – Екатеринбург» (М12), увеличит транзитно-транспортный потенциал региона и позволит сделать движение от Казани в сторону Оренбурга более безопасным (Р-239 в этом направлении некоторые называют «Дорогой смерти» из-за большого количества ДТП).