Найти тему
Around Art

Культурный диапазон Art Basel: от городской интервенции великого JR до чувственной керамики Фаизы Батт

Автор: Николас Науман

Перевод: Галина Мумрикова

С этого материала начинаю серию переводных статей с виртуальной платформы Art Basel – ярмарки современного искусства, которая ежегодно проводится в швейцарском Базеле, а также в Майами-Бич и Гонконге.

Павильон Art Basel
Павильон Art Basel

До пандемии многие несколько скептически относились к тому, что галерею можно посетить онлайн, считая сие неким футуристическим развлечением. Тем не менее сейчас такие платформы, как онлайн-залы Art Basel, стали вполне самостоятельными интерфейсами. Однако цифровое восприятие искусства приводит к тому, что люди реально как бы отчуждаются друг от друга, отдаляются. С одной стороны локдаун явно смягчил какие-то проблемы, а с другой – назрели новые…

Вот несколько молодых художников, которых беспокоит эта полоса отчуждения, они пытаются понять, куда же мы движемся, что нас ждет и вообще, сколько люди могут прожить в изоляции.

Файза Батт. Созвездие неспящих. 2016. Любезно предоставлено художником и галереей Вадехра. Нью-Дели
Файза Батт. Созвездие неспящих. 2016. Любезно предоставлено художником и галереей Вадехра. Нью-Дели

Художественная галерея Вадехра представила работы Файзы Батт, художницы пакистанского происхождения, окончившей Школу искусств Слейда, которая живет и работает в Лондоне. В ее произведениях цифровые технологии нередко сочетаются с традиционными азиатскими и ближневосточными художественными практиками и традициями. Художницу волнует не что иное как… просто человеческое объятие. Перед нами керамическая ваза «Неспящее созвездие». Ваза украшена подглазурными картинами дочери художницы, окруженной стилизованным космосом и лего на тему "Звездных войн". Что это? Культурный мусор, измученные люди, ищущие убежища в объятиях друг друга?

Луиза Гальярди. Cебе под нос. 2021 Любезно предоставлено художником и галереей Давида Радзижевского. Варшава
Луиза Гальярди. Cебе под нос. 2021 Любезно предоставлено художником и галереей Давида Радзижевского. Варшава

Луиза Гальярди родом из швейцарского Сьона. Она передает некую двойственность нашего времени, в котором все труднее различить материальное и цифровое, создавая изображения в Photoshop, печатая их на ПВХ-баннерах, а затем добавляя такие материалы, как лак для ногтей и гель. При этом живописные жесты органично сочетаются с компьютеризированными поверхностями. В картине «Себе под нос» люди собираются вокруг стола в помещении, пропитанном флуоресцентным освещением, как туманом. Никто даже не смотрит друг на друга – под столом пустые тарелки, голуби бродят, и это производит сильное эмоциональное впечатление.

Матис Коллинз "Книга заканчивается" 2021. Любезно предоставлено галереей Кревекюр, Париж
Матис Коллинз "Книга заканчивается" 2021. Любезно предоставлено галереей Кревекюр, Париж

В серии красочных барельефов с резьбой по дереву под названием «Книга заканчивается» Матис Коллинз обращается к вековой тактике выживания в изоляции, включая воображение и опьянение. Каждое произведение представляет собой фантастическую сцену, где кукольный аватар вызывает сказочные грезы и кошмары реального мира. В разложенных книгах он дремлет рядом с кучей пустых бутылок. Или смотрит на съежившегося фашиста поверх набора окровавленных книг. Коллинз указывает на крайнюю уязвимость любого из нас в бессознательном жестоком обществе.

JR. Глаз №4. 2020 Сан Паулу Любезно предоставлено художником и галереей Continua, Сан-Джиминьяно,
JR. Глаз №4. 2020 Сан Паулу Любезно предоставлено художником и галереей Continua, Сан-Джиминьяно,

Всемирно известный уличный художник и фотограф JR, создающий масштабные проекты как в Берлине, Париже, Лондоне, так и в зоне конфликтов или, например, на границе Мексики и США, показывает свой «Глаз № 4» (Эстадио де Пакаэмбу, Сан-Паулу). Это изображение гигантского глаза из бумаги, который художник наклеил на лестницу стадиона, с людьми, сидящими и фланирующими между радужной оболочкой и ресницами. Зритель заинтригован: кто же из нас обитает в этих пространствах?

Мария де лос-Анджелес Родригес Хименес. Нефритовые глаза. 2018. Любезно предоставлено художником и Дэвидом Кастильо, Майами.
Мария де лос-Анджелес Родригес Хименес. Нефритовые глаза. 2018. Любезно предоставлено художником и Дэвидом Кастильо, Майами.

Идеи, связанные с человеческим телом, элегантно раскрываются в работах Марии де лос-Анджелес Родригес Хименес (галерея Дэвида Кастильо Майами). В ее скульптурных картинах на складках бархата мы видим смелые акриловые композиции, которые перекидываются через каркасы арматуры. Материал как бы предполагает наличие плоти (ведь нефритовые глаза уже есть), но как бы растворяется в общем бытие. В верхней части ткань туго натягивается, затем складывается и падает на пол, выдавая некое подобие фигуры.

Авол Эризку. Жара. 2019-2020. Любезно предоставлено художником и Ben Brown Fine Arts (Лондон, Гонконг и Палм-Бич)
Авол Эризку. Жара. 2019-2020. Любезно предоставлено художником и Ben Brown Fine Arts (Лондон, Гонконг и Палм-Бич)

Глубина расового неравенства, выявленная пандемией, подчеркивает мощь произведений Авол Эризку в Ben Brown Fine Arts (Лондон, Гонконг и Палм-Бич). Эризку – эфиопско-американский современный художник, живущий и работающий в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Он известен изображениями воплощенной черной силы, которая очевидна на фотографии «Жара» (2019-2020): слева женщина с пистолетом, взгляд ее небрежен и внимателен; справа три руки держат свечи, которые соединяются в пламени.

#искусство#современное искусство#

выставки-ярмарки современного искусства#

art basel#художники #JR#файза батт#матис коллинз#

авол эризку#