Предупреждаю. Статья для подписчиков или для тех, кто читал хоть что-то на этом канале. И в статье очень много слов.
Итак. Поехали.
Печальная эта тема. Но я не могу её обойти, в силу изменившихся обстоятельств моей работы с Гришей.
Итак. Крамольная, а для кого-то непостижимая, мысль на канале "Аутизм и школа".
Родитель - не учитель.
Я имею ввиду, родитель - не тот, человек, который может качественно, системно работать над задержками или особенностями развития своего сложного ребёнка.
Да, есть исключения. И их можно найти. Когда очевидно, что мама (пап не видела), перевернула горы литературы и реально сама стала для ребёнка всем (и дефектологом, и логопедом, и нейропсихологом, и АВА терапистом, и эрготерапистом и просто учителем) и вытащила ребёнка до нормы (с незаметными для окружающих особенностями). Это что касается аутичных детей.
Так же я как-то давно читала два блога мам с детьми с ДЦП, и один блог мамы ребёнка вообще с генетической поломкой (при которой дети не ходят и живут крайне мало). И вот эти мамы умудрились как-то поставить своих детей на ноги (а никто из врачей не верил в такую возможность) и сделать так, чтобы дети заговорили.
Да, естественно, были подключены специалисты, но именно мамы аккумулировали генеральную линию всей коррекции.
Одна из них добралась до центра Домана в США. А другая создала новую технику работы с детьми с ДЦП, что таки поставило её мальчика на ноги к четырнадцати годам. Помню, что зовут её Светлана. И я даже лично с ней встречалась, на заре болезни Гриши.
В общем, да, есть такие исключительные женщины.
Но ключевое здесь - исключительные. То есть, их очень и очень мало.
---
А все остальные...
Что же делать нам, не исключительным, без особого какого-то интеллекта, без гигантского счёта в банке, без специального образования? Что делать, когда тебе первые года два болезни ребёнка говорят, что "надо подождать", а потом "куда Вы смотрели?", а потом "делайте хоть что-то, никто не знает, что поможет при аутизме". Это прямые цитаты врачей.
Что делать в таких случаях?
Обычный путь среднестатистической мамы такой: обойти всех возможных врачей бесплатно, потом платно, перепробовать всех доступных (по географии и по цене) дефектологов, логопедов, нейропсихологов, психологов, определить ребёнка в коррекционный сад. Потом (если есть деньги) поездить по России, по "очень хорошим клиникам", где обещают на интенсиве как-то помочь ребёнку. А можно ещё и в Китай смотаться. Чем чёрт не шутит.
И всё это, конечно, может помочь.
Но есть другой вариант (наш). Все походы к врачам ничего не дают, кроме ухудшения психической стабильности, ни один дефектолог-логопед не смог долго и качественно работать с Гришей, в сад Гриша ходить не смог, ни о каких поездках речи не шло, Гриша не выдерживал таких приключений и состояние только ухудшалось.
И при таком варианте (а я знаю, что мы не одни такие), при таком варианте родители остаются наедине со своим ребёнком. И по неволе становятся той самой генеральной линией в коррекции. Потому что больше никого нет. Они одни.
И вот сидишь ты такая со своим посредственным интеллектом и хилыми педагогическими способностями в четырёх стенах и вынужденно превращаешься в дефектолога, логопеда, нейропсихолога, ещё там кого-то. Просто, чтобы хоть как-то улучшить качество жизни как ребёнка (ни о какой норме речи не идёт), так и всей семьи.
А потом заводишь бложик и что-то пишешь о своих изысканиях. И оказывается, что вот ты как-то неожиданно попала в ту группу исключительных родителей (по словам читателей), что из пальца смогли высосать реальную помощь своему ребёнку.
И появляется иллюзия, что любая мама, если очень напряжётся, много-много почитает, то и она тоже сможет сделать что-то подобное. Вот же тётенька с канала "Аутизм и школа" как-то сделал так, что её почти десятилетний ребёнок заговорил. Значит, и я смогу.
Только надо очень постараться. Да!!!
Здесь хочется взять паузу и помолчать, чтобы подобрать нужные слова...
............................................................................................
А слова такие.
Да, теоретически, если один человек смог, то, может быть, сможешь и ты. Теоретически. Один человек тыкал пальцем в небо без перерыва. Потакаешь усердно и ты и тоже что-то, может быть, получится.
Тут же ещё можно спросить у этих мам (в бложиках), они посоветуют что и как делать. У них же получилось. И у меня тоже получится.
Но по факту...
По факту, велика вероятность, что то, что получилось у других - это... большое стечение обстоятельств. Нет, не ребёнок был легче, ни в коем случае. Дети могут быть оооочень тяжёлыми. Но сам факт, что ребёнка вытащила мама, к сожалению, не говорит о том, что она вообще понимала, что делает.
Нет, конечно, сейчас она может предположить, если честна с собой, что именно помогло. А если не очень честна, то может рвать тельняшку и писать, что вот это и это и это КАЖДОМУ ребёнку ОБЯЗАТЕЛЬНО надо и поможет.
Но мой опыт общения с мамами (без преувеличения) героинями показывает, что, к сожалению, чаще всего они не могут отойти от реабилитации своего ребёнка и посмотреть на твой конкретный случай. Все их советы сводятся к следующему: - Мы делали вот так и вы делайте так!
Есть исключения. Мамы, которые получили специальное образование. Вот это уже другая история. Они способны смотреть на вашу персональную ситуацию, отстранившись от своего опыта с ОДНИМ единственным своим ребёнком. Таких мам единицы.
А большинство - нет. Все их знания основаны только на работе с ОДНИМ (!!!!!) единственным своим ребёнком.
И даже если мамы ведут блоги типа... некоего общего информирования про развитие детей, как бы общей (для всех) полезной информации... всё равно в большинстве своём вся эта информация пропущена (опять) через призму работы с ОДНИМ ребёнком...
И всё это печально. Потому что создаётся полная иллюзия того, что, если я буду делать, как эта женщина, то смогу помочь своего ребёнку.
Это иллюзия.
А многие женщины пробуют применять советы, что-то помогает, но, чаще всего, нет того результата, который показал ребёнок женщины, советами которой в итоге пользуешься. И дальше можно подумать, что или у тебя руки-крюки, или автор блога привирает и ребёнок у неё был полегче. Точно полегче.
И постепенно перестаёшь кому-то верить. И снисходительно смотришь вообще на всё... И... ничего не делаешь. Как вариант.
Или делаешь, но что-то своё.
И возможно, у тебя даже что-то получается. А может, и много чего получается. Потому что ты молодец, не сдаёшься.
---
Не сдаёшься, продолжаешь писать в свой бложик, получаешь разные советы, пробуешь. И опять не сдаёшься.
Кто-то пишет тебе дельные советы, которые очень и очень помогают.
Кто-то прям по видео умудряется поставить диагноз речевой Грише, который почему-то не считали нужным ставить неврологи и логопеды))) закрываясь или списывая всё на основной диагноз, РАС.
И это всё очень помогает, потому что дополняет картину, расширят область поиска.
И ты работаешь, работаешь, работаешь.
Иногда кто-то (воспитанный) аккуратно пишет: - Вы молодец, конечно. Но Вам оооооочень нужен хороший специалист.
Какой?
Логопед.
Ты рассказываешь о неудачных попытках работать с логопедом... Тебе сочувствуют, вздыхают и опять аккуратно пишут, что всё же надо как-то и где-то найти специалиста.
Как-то и где-то... Хороши совет))) Как-то и где-то. Да такого, чтобы ещё и с Гришей смог работать.
Миссия "Невероятно".
Я читала эти советы с высоты своего печального опыта и никого не искала. Чем тратить время на... поиски я просто продолжала работать с Гришей так как понимаю. И искала не специалистов, а методики работы, модифицировала, применяла.
И снова и снова читала комментарии о каких-то прям волшебных специалистах, которые реально отодрали детей от пола и довели до нормы. Да, это было в раннем детстве. Но всё же было... Почему Гришу никто не отодрал от тех полов, на которых он залегал, а только руками разводили? Печаль.
Но печаль - это не эффективно. Поэтому работа продолжалась.
Да и не верила я в то, что сейчас, в одиннадцать лет Гриши, кто-то будет способен с ним работать. Ибо, как известно, возраст коррекции позади (это не шутка, так говорят), и со взрослыми практически никто не работает. Да ещё с такими, как Гриша, неуправляемыми.
Но добрые люди (спасибо вам) не сдавались)) Одна дама каждый раз (!), когда мы с ней общались или в комментариях, или в личных сообщениях, всегда добавляла, какую бы тему мы не обсуждали: - Вам нужен хороший специалист, Вы с ним горы свернёте.
И я так понимаю, именно она пробила стену, которую жизнь выстроила вокруг моих мозгов) Я даже начала делать попытки проконсультироваться с кем-то он-лайн. Связывалась, отсылала видео Гриши. Прикол, мне вежливо отказывали даже в консультации. А я отсылала ЛУЧШИЕ видео))) Это они ещё не видели худших.
Мы даже сходили на консультацию к логопеду в местный реацентр... И там я услышала советы типа: - Делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику. ОПЯТЬ!!!!!!! Их я слышала даже когда Гриша не говорил. Но теперь он говорил. Да, плохо. Но говорил. И мне логопед, значит, гимнастики советует делать, которые мы уже несколько лет (!!!) делаем. И всё...
А сама она с такими не работает.
Ну скажите на милость, что я могла думать о работе со специалистом?
Я думала, что Гриша так плох, что никто не знает как и не может ему помочь.
Я тоже не знаю. Но тогда я просто ПРИДУМАЮ, как это сделать, даже если это невозможно.
Вот такая была стратегия)))
---
Я продолжала писать заметки на Дзен. Меня продолжали читать. И добрые люди продолжали намекать, что нужен специалист, как будто это я рогом упираюсь - нет-нет, я самая умная, мне никто не нужен, я всё сама-сам.
Одна, глубоко мной любимая и уважаемая Дама даже прямо начала предлагать своего логопеда, который очень помог её детям. А я отказывалась... К тому моменту уже пообщавшись с парочкой другой таких же хороших вроде как логопедов, что работают он-лайн и что отказались от Гриши, взглянув только на видео...
Но Дама, спасибо ей безграничное, не сдавалась. Наши диалоги есть в комментариях. И я даже как-то поискала специально. Дама месяц мне прямо предлагала своего логопеда. И мне уже стало неловко отказываться. Всё же человек хороший, что она обо мне подумает? Ха-ха-ха.
И я согласилась, точно зная, что специалист откажется от Гриши. И тогда Дама перестанет ко мне с этим вопросом приставать и мы продолжим обсуждать музыку, инопланетный образ мыслей аутистов и разные нейроупражнения.
---
Упомяну про нейро здесь отдельно. Это важно. Март 2021 года. Это время, когда я (наконец-таки) окончательно поняла, что один специалист нам точно нужен. И придётся ехать в Питер к нему на консультацию. И даже, не взирая на то, что Гриша плохо переносит поездки. Нет, придётся ехать.
Это нейропсихолог. Не вообще, а конкретный, Цветков Андрей Владимирович.
Потому что для меня стало очевидно после начала работы по всем (надеюсь) известной зелёненькой книжечке летом 2020 года, что всё, что помогло Грише - это были нейроупражнения... Именно нейрокоррекция, непродуманная, хаотичная (я даже не знала, что это нейрокррекция) помогла Грише выбраться из того состояния, в котором он находился ещё в 2019 году.
С лета 2020 я начала читать всё, до чего могла дотянуться, на эту тему. И к зиме пришла к неутешительному выводу - мне не хватает мозгов всё это понять.
Но я поняла одно: - Нейрокоррекция должна быть составлена для конкретного ребёнок. А не вообще, работайте по зелёненькой книжечке и будет вам счастье. Нет. К сожалению и к счастью суть эффективной работы в тонкой диагностике.
Ну... На это я просто не способна. Я не знаю, куда смотреть. Не знаю, что значит это и это в Гришином теле, в его движениях. Несколько тестов, которые присутствуют во всех книгах по нейродиагностике - это ничто.
И вот это я поняла.
Нужна диагностика и составление программы.
И тут, как обычно, подстерегла классическая проблема коррекционной педагогики...
Не все, называющие себя нейропсихологами, люди - нейропсихологи...
Долбануться просто...
То есть на рынке труда присутствует очень много специалистов с этим названием, которые всё, что делают на своих занятиях, это протаскивают детей (ВСЕХ!!!) через упражнения зелёненькой книжечки...
Ну так я и сама это могу делать. Вон уже полгода делаю.
Но более глубокое изучение форумов именно нейропсихологов дало понять, что есть таки специалисты, которые именно составляют программу для ребёнка, ПОСЛЕ и НА ОСНОВЕ диагностики. А не вообще.
И вот в марте я морально готовилась к поездке в Питер.
И в это время меня додавила глубоко мной уважаемая Дама и сама показала своему логопеду видео Гриши. И логопед почему-то не отказалась от консультации.
Уже это меня удивило. Сильно.
---
И консультация состоялась.
Занятие с Гришей он-лайн (30 минут) прошло. Я вышла из комнаты. Мы созвонились. И первый вопрос, который задал логопед (на минуточку): - Вы видели, как Гриша ходит?
В тот момент я поняла, что в Питер, кажется, мы не поедем)))
Я повторю, потому что это феерично. Логопед спрашивает: - Вы видели, как Гриша ходит?
ха-ха-ха
На тот момент я не знала, что разговариваю со специалистом высочайшего класса. Что мир в ту минут переворачивается, что жизнь наша сдвигается со своей оси и начинает полёт в открытый неизведанный космос.
Я сидела в коридоре на тумбочке в темноте, прижавшись к курткам, висящим на вешалке, и не могла поверить в то, что слышу.
Трубка мне говорила вещи, которые я знаю. Но я знаю их размыто, хаотично, поверхностно. Которые знаю Я, а про некоторые я думала, что именно я сама их и придумала. Но которые НИКОГДА не слышала ни от одного врача, специалиста, педагога.
А трубка вещала, что вот это и это начните делать, потом перейдём к этому и этому, потом к этому и этому. Ни слова о логопедии.
Трубка не замолкала минут сорок.
А я...
А у меня текли слёзы...
Я не могла поверить. Я разговаривала с сомой собой, но с ооооочень улучшенной версией себя))
Человек, который видел Гришу через экран смартфона всего лишь 30 минут, знал о Грише в сотни раз больше, чем я, работающая с ним каждый день. И живущая с ним 24 часа в сутки.
Это был ПЕРВЫЙ человек за всю мою историю с аутизмом, который реально понимал в Грише больше меня. А главное, знал, что делать.
Но это эмоциональный момент. Говорить можно всё, что угодно.
А жизнь, как известно, всё расставляет по своим местам.
И она расставила.
---
Я писала о способе работы, о тех достижениях и изменениях, которые продемонстрировал за 6 месяцев работы со специалистом Гриша.
Гриша - молодец. Наш педагог - молодец. Слова не были брошены на ветер.
---
А что поняла я, находясь в этом процессе, как исполнитель.
1. Нет методик и способов коррекции, подходящих для всех детей сразу. Такого просто нет. Даже если диагноз один и тот же, способ работы строго индивидуален. И зависит от множества факторов, включая (вот сюрприз) СЕМЬЮ ребёнка.
Я неоднократно в старых своих заметках писала, что всё то, что я рассказываю о работе с сыном, касается ТОЛЬКО одного единственного ребёнка, Гриши. И возможно, Вашему ребёнку (с тем же самым диагнозом) это не подойдёт и не поможет так, как помогло Грише. Это не значит, что то, что делаем мы - неправильно. Это значит, что Вам надо искать то, что подойдёт и поможет Вашему ребёнку.
2. Так же я в своё время попыталась раскрыть тему педагога-родителя. Потому что это ООООчень важно. Важно то, какой прежде всего ВЫ человек. И это нельзя игнорировать и предполагать, что Вы можете делать точно так же, как авторша канала "Аутизм и школа" или кто-то другой. Нет, Вы не можете. Вы - другой человек. Это нельзя, ни в коем случае нельзя игнорировать. Это надо учитывать и использовать. Это очень важно. Честно смотреть на свои слабые и сильные стороны и использовать их грамотно.
Потому что следующее, что я поняла из работы со специалистом, это, что ключевое место в коррекции сложного ребёнка занимает (сюрприз) СЕМЬЯ. Как бы много и хорошо ребёнок не работал со специалистами, СЕМЬЯ - вот место, где происходит или может происходить самая эффективная коррекция и помощь.
3. Третье и самое для меня печальное, что обесценивает или делает ничтожной по эффективности самостоятельную работу почти всех мам... мою в том числе. А называется это третье так:
- Всему своё время.
Отступление. Я помню как-то прочла статью одного логопеда, в которой она сетовала на то, что развелось сейчас всяких блогов и каналов, в которых и специалисты, и не специалисты делятся какими-то играми или даже целыми методиками работы с больными детьми. После прочтения или просмотра этих блогов родители скупают пол фикспрайса и обрушивают всё это на своих детей, не понимая, что и зачем.
Тогда я подумала, что тётенька сетует на то, что у неё хлеб отбирают))) Сама то она как раз в своём блоге ничего конкретного по сей день не пишет (Думаю, многие узнают этого замечательно автора Дзена.).
А логопед добавила в конце статьи, что надо понимать, когда и что предлагать ребёнку.
На это я подумала, что хорошо ей вещать о "когда и что", а что делать мне, маме Гриши? Догадаться? Перечитать все учебники по логопедии? Чтобы понять таки "когда и что"? Хорошо, я перечитаю.
Спойлер: Что-то я прочла, но так и не поняла, когда и что.
Но вот, прикоснувшись к работе со специалистом, я начала слышать очень часто следующее: "Ещё не время", "Время пришло", "Самое время", "Надо ещё подождать", "Вот теперь можно". Как понимаете, всё это было сказано на мои предложения делать то и то, и это, и вот это, и ещё хоть что-то маленькое здесь.
В начале я не понимала, почему не время, Гриша же это делает. Так было очень со многими вещами и продолжается по сей день. Моё непонимание происходящего и неумение сидеть сложа руки тому причиной.
Пример приведу с артикуляционной гимнастикой.
На момент встречи с нашим педагогом Гриша делал все классические упражнения типа дудочки, чашки, часиков, варенья и так далее (помните советы логопедов, вот, мы их выполняли, делали артикуляционную гимнастику годами). А она сказала, что вы, конечно, продолжайте, но вообще пока не время.
Но он же делает!!!!!!!????!!!!!!!
- Да... Но... Хм...
Что? Неправильно?
- Хм... У него мышцы работают неправильно и эффективность этих упражнений стремится к нулю. И причиняет Грише много неприятных ощущений.
ЧЕГО????
- Мы подготовим мышцы Гриши и делать он эти упражнения обязательно будет, только ему будет легко и они будут приносить пользу.
Мои глаза, видимо, расширились, как два блюдца. Сознание, предполагаю, тоже.
Нигде и никогда я не читала, что, чтобы начать делать артикуляционную гимнастику, нужно дождаться каких-то предпосылок. Или не дождаться, а создать их другими упражнениями...
И так практически со всем...
Чтобы начать играть вот в это, надо убедиться, что Гриша может делать вот это. Не может? Давайте вот это поделаем, а потом только вот это. Потому что (опять) в таком случае это будет и проще и эффективнее.
Потому что (ёлки палки) всему своё время...
Но где??? ГДЕ???? Где можно про это, такое важное, время почитать? Как можно понять, что время пришло? На что смотреть? КУДА смотреть? На какие признаки?????
Вот этот пункт печален для меня очень. Потому что, очевидно, чтобы знать ответы на вопросы последнего абзаца, первое, надо иметь специальное и не одно образование, второе, надо иметь толпу учеников за спиной, то есть - опыт.
Ничего этого нет у меня. И нет ни у одной мамы, работающей со своим ребёнком.
И это, конечно... грустно. И именно этот пункт, как мне кажется, делает, мягко говоря, не очень эффективной самостоятельную работу родителей и в то же время делают волшебно-эффективной работу настоящего специалиста. Хотя, казалось бы, мы делаем одно и то же. Вот добрались, наконец, до чашек в артикуляционной гимнастике.
И казалось бы, можно выкрикнуть, что это мы и без Вас делали годами. Но почему-то наша чашка оставалась просто чашкой))) А эта специальная чашка привела к тому, что Гриша и сдвоенные, строенные согласные стал выговаривать, и звук РРРР у него начал сам по себе проскакивать, и медленнее он начал говорить и так далее и так далее.
Это, конечно, юмор. Дело не в чашке.
Но, надеюсь, понятно, что дело во времени.
Что, когда и зачем?
4. Ну и последний пункт, который тоже меня слегка обескуражил.
А называется он так: - Давайте поделаем немножко вот это.
ЧЕГО?
Давайте поделаем немножко вот это?
Что значит немножко? И что значит поделаем?
Если уж что-то делать, то основательно. Надо научить приседать? Давайте уже учить приседать, пока не научится. Надо, значит, надо. Гриша дисциплинирован, будет тяжело, будет сопротивляться, но всё, что надо, сделает.
- Хм... Это так не работает... - аккуратно сказала мне и в первый и в стотысячный раз наша педагог.
Почему?
Как я поняла, есть множество упражнений, которые запускают процессы в организме (в мозге, в мышцах). И задача именно "поделать", чтобы запустить процесс. Переключиться на другое упражнение, которое тоже запустит какой-то процесс.
И такой последовательный переход от одного такого упражнения к другому приводит к тому, что ребёнка не дрессируют делать то, что он не может в принципе (тело не позволяет), а делают так, что его тело (мозг) становится способным делать то, что не могло. Восстанавливаются или налаживаются новые нейронные связи, которых или не было, или были разрушены.
И тогда опять на сцену выходит "ЧУДО". Ребёнок не мог чего-то годами, поделал какую-то ерунду, и вдруг смог.
Но вот только это не ерунда... А знания, подкреплённые опытом, и применённые в нужное время в нужной этому конкретному ребёнку последовательности.
...
Ну тут всё... Тушите свет. Я этого не понимаю. И никогда не пойму.
И поэтому я, как африканский абориген, выполняя простейшие манипуляции с Гришей, пребываю в эйфории от того, что вот вчера он этого не мог, а вот сегодня может... КАК??????????????? Как это возможно? Это произошло на моих глазах. Вчера не мог, сегодня вдруг внезапно резко может!!!!!!!! Это не так, как было раньше, учишь учишь учишь и вроде научился чуть-чуть. Нет. Теперь это вот так: - Показал, попробовал, не получилось. На следующий день повторили, получается...
А наша педагог ещё своим спокойным голосом добавляет: - Да-да, подождите, это только начало.
---
Итак, возвращаемся к заглавию этой заметки.
Родитель не может быть эффективным учителем или коррекционным педагогом своему ребёнку.
Не потому что он глуп, читать не умеет, плохой педагог или ещё что-то. Нет.
Родитель объективно не может за 1-4 года обзавестись теми знаниями и опытом, который есть у настоящих коррекционных педагогов. Это невозможно просто физически, не хватит времени. Или надо бросить собственного ребёнка и бежать учиться, а главное, практиковать, чтобы набраться такого нужного опыта. Но... А как же ребёнок, ради которого всё это и задумывалось?
Поэтому не может родитель стать для своего ребёнка качественным коррекционным педагогом.
Вот такой печальный вывод я сделала, работая с нашим замечательным педагогом полгода.
---
А написала я всё это для того, чтобы было понятно следующее.
1. Все заметки, которые я буду публиковать, касаются ТОЛЬКО Гриши.
Всё то, что ему помогло, было подобранно ТОЛЬКО для Гриши.
---
И САМОЕ ГЛАВНОЕ.
2. Ищите педагога, специалиста!!!
Не знаю, где, не знаю, как.
Ищите.
---
Я не случайно так подробно описала нашу историю.
Казалось бы, можно было просто написать:
ИЩИТЕ ПЕДАГОГА!
И всё.
Но я знаю, как пролетает мимо ушей во всём разочаровавшихся родителей этот совет.
И поэтому я так подробно и нелицеприятно в отношении самой же себя описала нашу историю.
Чтобы было понятно, кто именно рекомендует вам искать педагога.
- Да, я, автор канала "Аутизм и школа", которая, казалось бы, такая молодец, ей никто не нужен. Нет. Это не так.
ИЩИТЕ ПЕДАГОГА!
- При этом я - тот человек, который совершенно объективно глубоко разочаровался к 11-и годам Гриши в какой либо работе со специалистами.
Это я даю вам этот совет:
ИЩИТЕ ПЕДАГОГА!
Ищите педагога, потому что это может стать спасением для Вашего ребёнка.
Конец.
П.С. Для тех, кто дочитал до конца, - медалька вам))
П.С. 2. Я знаю, что может возникнуть резонный вопрос: - А если работа родителей так уж неэффективна, а блоги, на самом деле, не дают практической пользы, то зачем Вы сами-то здесь простыню накатали и ещё обещаетесь чего-то понаписать?
Ответ: В силу того, что найти хорошего специалиста - это квест длинною в жизнь, а сами специалисты не ведут никаких ресурсов, предполагаю по описанным мной причинам, не эффективно. Или просто много работают в поле. Не до просвещения.
Или ведут ресурсы, но больше рекламного характера: - Я вам одну в пятилетку полезную статью - А Вы запишитесь ко мне на курс, я там всё подробно расскажу.
В таких обстоятельствах ЛЮБЫЕ блоги о помощи детям - на вес золота. Эффективны они или не очень. Не важно. Все они призывают к одном - делайте что-то! И даже предлагают что: - Это и это и это и это, и ещё вот это и вот это и вот это и вот это.
И да, возможно, эта лавина игр и упражнений не будет так эффективна, как если бы настоящий специалист разработал стратегию для Вашего конкретного ребёнка. Но на безрыбье, как говорится, и рак рыба.
И я благодарна ВСЕМ блогерам, которые посвящают своё время описанию своей работы. Спасибо вам, дорогие мои. Вы очень нам помогли.
Ну и сама я, как мне кажется, небольшую лепту внесла в этот самопальный "золотой фонд", рассказывая о нашем с Гришей опыте.
П.С. 3. Отдельное спасибо НЕблогерам (на тему аутизма во всяком случае) - пользователям Дзена - Антибред и Активной МадаМе. Именно эти две женщины не отступили и проломили лёд и в моей душе и в моей голове в отношении работы со специалистами. Спасибо вам, мои дорогие, за небезразличие. Потому что, по сути, зачем было стучаться в запертую дверь так долго и настойчиво, да ещё к совсем постороннему человеку, мне по сей день не ясно. Но вы, с разных сторон, не зная друг о друге, это делали. И делали именно так, как надо, и цели достигли))
Спасибо. Жизнь нашей семьи стала другой. Не в последнюю очередь - благодаря вам.
Удачи вам, дорогие мои, героические читатели, кто осилил эти 4000 слов!