Найти в Дзене

Она продала все: даже простыни и мою одежду

Открытая книга -7 Папа воевал в Японскую. Я уже рассказывала, как он был ранен в спину. Японец в окопы пробрался и ударил его ножом. Папа раненый, больной, с застуженными легкими, но вернулся с войны. А его старший брат не вернулся. И мой папа помогал семье брата, подымал его двоих детей. Году в 48-м папа познакомился с моей мамой. Но у него до этого была невеста, которую он очень любил. Но вот эта ответственность за племянников и сестру (так папа называл вдову старшего брата), не давала ему права, как он считал, на личное счастье. Выгодней был другой брак. С моей мамой, имевшей квартиру. Это было важно. Папа женился на моей будущей маме. А своего среднего, сводного брата, познакомил с девушкой, с которой сам прежде встречался. Тимофей женился на ней. Ее звали Тамара. Образованная женщина, интеллигентная. Закончила филфак, преподавала в институте русский язык и литературу. Старший мой брат, Володя, родился в 49-м году. Папа настоял на том, чтобы поехать в столицу республики. И там с

Открытая книга -7

Папа воевал в Японскую. Я уже рассказывала, как он был ранен в спину. Японец в окопы пробрался и ударил его ножом. Папа раненый, больной, с застуженными легкими, но вернулся с войны. А его старший брат не вернулся. И мой папа помогал семье брата, подымал его двоих детей.

Году в 48-м папа познакомился с моей мамой. Но у него до этого была невеста, которую он очень любил. Но вот эта ответственность за племянников и сестру (так папа называл вдову старшего брата), не давала ему права, как он считал, на личное счастье. Выгодней был другой брак. С моей мамой, имевшей квартиру. Это было важно. Папа женился на моей будущей маме.

А своего среднего, сводного брата, познакомил с девушкой, с которой сам прежде встречался. Тимофей женился на ней. Ее звали Тамара. Образованная женщина, интеллигентная. Закончила филфак, преподавала в институте русский язык и литературу.

Старший мой брат, Володя, родился в 49-м году. Папа настоял на том, чтобы поехать в столицу республики. И там строить дом. В этом городе жил сводный брат с бывшей невестой папы.

Мои родители не достроили дом и продали его. Почему? Об это рассказал мне уже мой брат. Когда у Тимофея и Тамары родилась девочка, большой скандал вышел между моими родителями. Мои мама с папой очень ругались! Мама побила всю посуду. Наш с братом вывод был такой: скорее всего, это папина дочка!

 Осколки красоты.  Фото автора канала
Осколки красоты. Фото автора канала

Больше у Тимофея детей никогда не было. Мама настояла, и наша семья вернулась на прежнее место жительства. Мама очень любила папу. Несмотря на то, что он сильно бил ее. Может, поэтому она и стала пить. Сколько я знаю, каждый раз мама рожала, чтобы его удержать в семье. После Володи, в 1952 году, родился Саша.

Володя рассказывал, что мать с ним была очень строга. Следила за его учебой. С Сашей уже было все по-другому. Он родился рыженький, весь в деда. А папа у нас смоляной, черные волосы у него. И мама темная. Возможно, папа думал, что мама ему изменила. У них опять пошли скандалы, вспоминал брат. Но Саша был очень похож на папу, больше всех из сыновей!

Потом Павел родился, в 58 году. А я уже в 63-м. У нас с Пашей пять лет разница, а со старшим, Володей, тринадцать. Все мы росли как-то сами по себе. Единственно, что я помню – мама меня за собой всегда таскала. Я плакала очень, когда она уходила. И она меня с собой брала.

Все помню... Иногда еды не было. Иногда холодно было, потому что дрова кончились. Все мы это пережили. Самое тяжелое было – драки мамы с папой. Мама как будто специально его цепляла. Я помню, обнимала ее ноги и просила:

-Мама, помолчи!

А она никогда не молчала.

Папа у нас был трудяга. В своей семье он воспитывался как труженик. А мама была ленивая. Белье всегда застиранное, никогда не гладилось. Полы мылись так себе. Готовить умела, нам вкусно было. Но сказать, чтобы так уж она охотно это делала, не могу. Но готовила, пока сильно спиваться не стала.

Папа нам то рыбы привозил, то каких-то там утей-гусей. Но деньги маме никто в семье не доверял. Но она подрабатывать ходила, продавщицей. Ее всегда брали, потому что знали: своих не подставит. "Чужого" мама не брала никогда! Она продавала мороженое, воду.

"Лимонадка» у нас тогда была популярна. Люди дома на ней строили! «Дашбашка» по тем временам была очень хорошая. Дашбашка – слово такое местное, означает излишки выручки.

Но у нас ничего не было. А брали маму потому, что она всегда с начальством делилась, как положено. И когда приходили из ОБХСС, она всегда их прикрывала. Никогда ни на кого слова плохого не сказала.

Последнее время мама, порой, уже пьяная стояла за прилавком. Была она добрая женщина, но вот эта пагубная привычка сгубила ее. Не дожила даже до 50 лет, немного не хватило дней до юбилея.

И когда она умерла, уже в доме ничего не было. Все, что могла, она продала. Абсолютно все. Даже простыней не было. И мои вещи, которые можно было еще носить, она и их продала. Это, наверно, самый тяжелый был период в моей жизни.

Продолжение

Друзья, спасибо за неравнодушное чтение, за ваши отзывы и комментарии в поддержку героини. Есть ли у вас примеры таких семей, когда дети буквально боролись за выживание, выстояли и состоялись в жизни? Поделитесь, пожалуйста! Ваше мнение о прочитанном тоже всегда интересно автору канала. Благодарю за лайки и подписку.

Начало

Как я сшила чехол для... обиды

Путеводитель по каналу