Найти тему
Скифия

Разговор с мудрым осетином. Воспоминания о былом

Оглавление

Когда я переехала в Осетию, на моём жизненном пути начали появляться различные люди, которые напоминали мне о моем детстве, так как осетины являются носителями культуры моих предков (скифов, сарматов, алан). Осетинских детей, как и меня, принято было воспитывать на нартовском эпосе (нарты кадджытæ), на народной мудрости, а также на примерах достойных людей, которые состоялись в жизни. В Осетии многие друг о друге знают, кто достойный, кто как проявил себя в жизни, что он сделал на протяжении жизни и пр. (Почему я переехала в Осетию?)

Однажды у меня состоялся разговор с одним мудрым осетином и вот что он мне рассказал:

"Осетины всегда проявляли особый интерес ко всему, что происходит в их обществе, в котором они растут, воспитываются, с кем взаимодействуют. Если кто-нибудь негативно отзывался об их окружении, то долгом каждого мужчины, состоявшем в этом обществе, являлось то, что следует вступиться за своё окружение. Ни одному взрослому мужчине не было позволено оставаться в стороне в случае тревоги (фаедис). (Возрождение Осетии. С чего началось?)

-2

Раньше каждый уважающий себя мужчина садился на коня и бросался вскачь на ныхас (народное собрание), там ему сообщали об обидчиках или неприятелях и где они находятся («Цирдома фадес?» - «В каком направлении враги?»). И уже оттуда он направлялся в сторону обидчиков, чтобы вступиться за свой род, за свою фамилию.

-3

Что касается ныхаса («слово», разговор, а именно собрание осетин), то и там существовали свои особые правила. Например, если встать лицом к присутствующим на этом собрании, то глава или самый старший находился на втором от края месте по левую руку.

-4

Рядом сидевший с правой стороны считался заместителем самого старшего. Все остальные размещались строго по старшинству (по левую сторону). Помимо взрослых на ныхасе было много молодых людей, которые располагались на левом конце ныхаса. Они почтительно слушали мудрых стариков. Причём так и происходило воспитание, слушая умные речи старших, молодёжь понимала, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

-5

Молодёжь училась у старших ораторскому искусству, почитанию мудрых стариков. К тому же юноши знакомились с нормами поведения в осетинском обществе, с мировоззрением, миропониманием, нравственностью, моралью и пр.

-6

На ныхасе обсуждали важные социальные вопросы, новости (хабары), после обсуждения спорных вопросов или планов на будущее выносились различные обоюдные решения.

-7

Молодым людям также предоставляли возможность держать слово на ныхасе. Юноша становился в центр собрания, чтобы все присутствующие хорошо его видели и слышали. Он произносил речь громко, кратко по возникшему на ныхасе вопросу. Его внимательно выслушивали и если мнение было стоящее, то принимали высказанное во внимание.

-8

Также на этом собрании обсуждались конфликты между членами рода и также обоюдно принимались решения (например, примирение кровников). Все принятые решения были с учётом моральных норм осетинского народа."

-9

Продолжение следует…

Ещё по этой теме:

Превосходное воспитание детей у осетин

Что для каждого осетина являлось долгом чести?

Кто снова приходит на выручку осетин?

Почему Россия долгое время не могла присоединить Осетию?

Как помогла Россия осетинам в труднейшие времена?

Мой друг, ставь лайк , если тебе понравилась статья , так я буду знать, интересна ли тебе эта тема и о чём мне писать в дальнейшем...

Подписывайся на канал, дальше будет интереснее - ПОДПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ, жми --> Се Человек