«За чей счет банкет?» - вот главный вопрос, которым наши люди отвечают власть имущим, чей полушубок на тарелку не положишь. Неделя вынужденного отдыха (читайте: простоя) уже никого не радует и никого не обольщает. В 2020 мы уже посидели месяц, и так наотдыхались, что был наложен мораторий на банкротства. А что в сухом остатке? Никаких побед и прорывов в решении проблемы нет, а экономике в 2021 году уже нужен ИВэЛ. Бешеная реальная инфляция, массовое закрытие бизнеса, рост безработицы, снижение реальных доходов. И венцом творения стал новый локдаун, который наверняка растянется, как и вся эта история уже не раз тянулась. Однако у некоторых людей все еще возникает иллюзия того, что мы проедемся на птице-тройке за счет газа и нефти, и чуть ли не по европейским квитанциям ЖКХ этой зимой. Подоспели заверения в том, что нас поддержат, нам заплатят, всем компенсируют все, а цены на курицу и вовсе заморозят. Свежо предание, да не верится уже совсем. Ведь все убытки возместит только рост цен, который усилится после нашего всеобщего отпуска. А это очередной виток обнищания населения.
Загнивание капитализма
Я часто вижу комментарии о том, что жадные коммерсанты, так их и так, только наживаются на работниках и суют в карманы все золотые горы, которые приносит бизнес. Поэтому комментаторы не видят ничего плохого в том, что эти Буратино растеряют пару золотых монет при встрече с котом и лисой в условленном месте. Кроме того, им же все компенсируют, хитрецы специально жалуются, чтобы выбить больше помощи и льгот. Однако не все так просто.
Презренные капиталисты являются источником большинства рабочих мест в России и платят каждому работнику вдвое больше, чем он получает на руки. Остальная часть уходит на налоги, пенсию, страхование, которые весьма обильны, вопреки расхожему представлению. Фонд оплаты труда составляет едва ли не самый разорительный сегмент трат. И если вынудить предпринимателя из малого или среднего сегмента просто выдавать все зарплаты без работы, а также платить за аренду, счета, другие расходы, получится огромный минус, который не покроет прибыль. Так, в своей книге «Бизнес наизнанку» владельцы сети розничных магазинов, торгующих настольными играми, назвали чистую прибыль каждой точки. Это примерно 10% от всего дохода, а именно тысяч 50 с магазина. Не густо, да? Ну и как с этого оплатить простой работников?
А по поводу компенсаций есть очень интересный комментарий. Ксения Туманова, совладелица сети салонов красоты «Птичка», посчитала, что предыдущий локдаун обошелся сети в 3 миллиона рублей чистого убытка, из которого государство компенсировало только четверть. Уже никто не считает того, что мастера уходят в тень и переманивают клиентов, которым тоже не хочется ждать, когда им разрешат подстричься.
Кто же заплатит все эти недостачи? Карманы коммерсантов еще не наполнились с того года, государство выделяет недостаточно. Хм… Остается только один вариант: после нашего выхода с карантина цены на недоступные услуги повысятся, потому что бизнесу нужно будет закрывать свои дыры в бюджете. Иначе работники просто пойдут на улицу вместе с боссом. А кто их наймет, если предприниматели массово покидают рынок? Государственных кресел на всех не напасешься.
Получается, что за этот банкет опять заплатим мы, как и в тот раз. В 2020 куриная грудка стоила 208 рублей, а сегодня, в 2021 году, уже 320. Мы все еще платим за предыдущее застолье.
Кредитная история с интригой в конце
Если локдаун затянется еще хотя бы на две недели, ситуация 2020 года повторится: люди не смогут закрывать кредиты и начнут искать альтернативные пути. Если банкротство опять заморозят, остается только реструктуризацию на условиях банка. Вспомним, как это было: власти настояли на отсрочках для должников, а банки предложили варианты с кредитными каникулами. Правда, если подсчитать итоговые суммы выплат, получилось, что клиенты оказались должны больше, чем накануне каникул. Начисление процентов зависит от срока выплаты долга.
Сейчас не будет ничего нового, если меры продолжат ужесточаться. Только вот растягивать кредит до бесконечности - худший сценарий выхода из него. Ведь сколько бы отсрочек вам не давали, итоговая сумма будет увеличиваться пропорционально им. Платить придется дольше и больше, и эти расходы опять ложатся на плечи простых людей. Никто не субсидирует частичное погашение долгов, никто не списывает их, как иногда налоги, например. Кредитных амнистий нет и пока не планируется.
Монополизация рынка
«Ну и что с того, что малый и средний бизнес уйдет с арены? Нам то что? Работу дадут крупные игроки, вакансии будут всегда. Все на завод!» - вот такие рассуждения тоже любят некоторые товарищи. Но нужно проанализировать глобальную перспективу этого процесса, который идет уже не первый год. Если закроются мелкие и средние дельцы, мы останемся на съедение крупным проектам, которым уже не за чем будет с нами церемониться. Ценовая политика не будет клиентоориентированной, если пропадет хоть какая-то конкуренция. Мы и так к ним придем, больше не к кому. И получится, как во время дефицита: не вы нужны продавцу, а он нужен вам. А значит, можно скручивать публику в бараний рог - ну что она сделает? Забаррикадируется от хлеба с салом?
Про государственный контроль в этих сферах лучше не говорить. Какой тут контроль, если в рядах акционеров и хозяев все те же жены, дяди, братья, кумовья и сватья? Свои интересы лоббировать будут они. А мы подстроимся и стерпим. Когда они поймут, что рынок-то пуст, развитие пойдет в сторону удержания такой позиции, а не навстречу клиенту, который и так будет. Уход малого и среднего бизнеса в результате бесконечных притеснений и потерь может стать таким ударом, что все напасти померкнут на фоне банального недоедания. ООН уже подсчитали, что у нас более 400 тысяч человек уже пропускают приемы пищи.
Но не люблю я этого бесконечного нытья. Погрустили и будет. Важно продержаться эти дни с минимальными потерями, и вот мои способы (может, пригодятся). Также обращаю внимание цензоров, что это личное оценочное суждение, которое основано на общедоступных статистических данных и публикациях федеральных СМИ.
А вы как собираетесь выплывать из этого моря позитива?