Найти тему
А мы и не знали

И.В. Сталин: исторические байки, выпуск № 07

Оглавление

Разбор анекдота об И.В. Сталине: насколько правдив, откуда взялся, какие имеются варианты. Затем несколько баек без комментариев, с надеждой, что прокомментируют читатели.

Как союзники делили германский флот

Анекдот

Когда после Победы решали, что делать с немецким военным флотом, Сталин предложил поделить, а Черчилль внёс встречное предложение: «Затопить». Сталин ответил:

– Вот вы свою половину и топите.

Другие варианты практически однотипны. Первый:

Когда в ходе совещаний о послевоенном устройстве руководители союзников решали, что делать с немецким флотом, Сталин предложил его поделить. В ответ на это Черчилль предложил не тратить время на раздел, а просто затопить все немецкие корабли. На это Сталин ответил:

– Вот вы свою половину и топите.

Второй:

Черчилль предложил после войны потопить весь немецкий флот. Сталин в ответ: «Предлагаю поделить флот между союзниками, а свою часть Британия может потопить».

Могло ли такое быть?

Во-первых, английский флот был весьма потрёпан, и его надо было пополнять. Почему бы не за счёт немецких кораблей? Непонятно, с чего же бы вдруг Черчилль захотел их топить. Во-вторых, первые предложения о судьбе германского флота И. Сталин направил У. Черчиллю и Г. Трумэну 23 мая 1945 года, указав, что, хотя уцелевшие корабли Германии сдались англичанам и американцам, СССР «может с полным основанием и по справедливости рассчитывать минимум на одну треть военного и торгового флота Германии». Так что вопреки анекдоту речь могла идти не о половине, а о трети всего флота. Конкретного ответа наша сторона не получила, но было предложено включить этот вопрос в повестку дня предстоящей встречи «большой тройки» в Потсдаме.

На этой встрече, начавшейся 17 июля 1945 года, Черчилль предложил уничтожить основную часть немецких подводных лодок, а малую их часть разделить между союзниками для изучения новой техники. Сталин резко заметил, что русские не просят подарка у союзников, а считают, что на треть германского флота они претендуют с полным правом. Опять нестыковка: речь не обо всём флоте, а только о субмаринах, и Черчилль предлагал их не топить, а уничтожить, что далеко не одно и то же.

26 июля Черчилль подал в отставку с поста премьер-министра Великобритании, поскольку его партия проиграла выборы в парламент. В дальнейшем он участия в разделе флота Германии не принимал.

Как делили германский флот

На заседании «большой тройки» в Потсдаме была создана Тройственная военно-морская комиссия, для составления списков и решения конкретных вопросов разделения немецкого флота. Советскую сторону в ней представляли адмирал Г.И. Левченко и инженер-контр-адмирал Н.В. Алексеев. Для составления списков подлежащих разделу кораблей был создан Технический подкомитет.

Первоначальный список включал 1382 корабля. Осмотреть удалось порядка 30% кораблей. Но и к этим работам советских представителей англичане не допускали, опросу немецких экипажей препятствовали. Не дожидаясь окончательных решений, как выяснилось, они часть кораблей передали датчанам и норвежцам. вдобавок шёл не согласованный с советской стороной демонтаж техники на кораблях, прежде всего радио- и радиолокационной аппаратуры.

В начале октября путём жеребьёвки поделили тральщики, торпедные катера и десантные баржи. Потом долго спорили о наиболее крупных кораблях. Это были два крейсера – тяжелый «Принц Ойген» и лёгкий «Нюрнберг», 13 эсминцев и 17 миноносцев. Англичане требовали передачи им «Принца Ойгена» без жеребьёвки, аргументируя это большими потерями своего флота. Но адмирал Левченко добился именно жеребьёвки, указав, что общие потери Советского Союза намного выше потерь союзников. В итоге «Принц Ойген» достался американцам, Советский Союз получил 4 эсминца, 6 миноносцев, и крейсер «Нюрнберг» (его можно видеть на заглавной фотографии к этой статье), а Великобритания удовольствовалась эсминцами и миноносцами.

Особо острые споры разгорелись, когда обсуждали раздел вспомогательных судов. Англичане тянули, не предоставляли списки судов, отказывались от участия в разделе, особенно в вопросе о портовых судах, плавкранах и плавдоках, настаивая, что они принадлежат не ВМС, а портам. Договорились об «условном разделе», с передачей принятия окончательного решения правительствам трёх держав. Вскоре стало ясно, почему англичане столь странно себя вели. Нашей стране достался самый крупный немецкий танкер «Нордмарк», однако выяснилось, что англичане уже приступили к его переоборудованию для своих нужд. В конце концов, чтобы оставить его себе, они передали СССР все доставшиеся им танкеры, 9 крупных буксиров и несколько десятков десантных барж.

6 декабря 1945 года подписали итоговый доклад Тройственной комиссии. Но в различных портах обнаруживались всё новые немецкие корабли и суда! К концу мая 1946 года их было уже свыше ста единиц. Новые дискуссии растянулись более чем на год. В окончательном итоге Советскому Союзу досталось 769 кораблей и судов, Великобритания – 621, США – 665 кораблей и судов, а ещё плавдоки и понтоны.

Полученный нами крейсер «Нюрнберг», получивший название «Адмирал Макаров», до 1957 года находился в боевом составе ВМФ СССР, после чего превратился в учебный крейсер. Четырёхмачтовые барки «Падуя» и «Коммодор Енсен», получившие имена «Крузенштерн» и «Седов», находятся в строю до сих пор. Трёхмачтовый барк «Гор Фок», получивший имя «Товарищ», прославился в кинофильме «Алые паруса». После 1991 года он остался на Украине, но содержать его там не могли, и за 500 тысяч евро продали назад в Германию. Там его используют, как плавучий музей.

Барки «Крузенштерн» и «Товарищ»
Барки «Крузенштерн» и «Товарищ»

Споря о подводных лодках, англичане и американцы предлагали разделить между союзниками не более тридцати единиц, а советская сторона считала, что эта цифра должна быть втрое больше. Началась же холодная война, американцам подлодки были не очень нужны, а отдавать их Советскому Союзу они не хотели. В окончательном решении прошло предложение западных союзников.

В 1947 году, завершив раздел по репарации флота Германии, провели раздел флота Италии, а затем и флота Японии.

Анекдоты про Черчилля без комментариев

Когда в 1942 году Черчилль прилетел в Москву, он ожидал, что в столице СССР ему придётся столкнуться с дефицитом продуктов, и захватил с собой в самолёт несколько коробок с сэндвичами. Однако в Москве его ожидал роскошный приём, и расслабленный Черчилль за столом признался Сталину, что не надеялся на столь изысканное и обильное угощение в Москве, а в самолёте питался своими любимыми бутербродами.

После отъезда Черчилля Сталин в своём узком кругу сказал:

– Аферист. Хотел нас убедить, что с такой комплекцией сидит в Лондоне только на сэндвичах.

***

На Ялтинской конференции Черчилль с восторгом рассказывал, как его бурно приветствовали итальянцы.

Сталин на это заметил:

– Совсем недавно там же, точно так же, и те же самые толпы приветствовали Муссолини.

***

Уинстон Черчилль был большим ценителем коньяка. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин предложил ему попробовать пятидесятиградусный армянский коньяк «Двин», специально созданный к этому событию. «Двин» настолько понравился Черчиллю, что правитель Англии выпивал ежедневно бутылку 0,7 л «Двина» вплоть до 70-летнего возраста, а потом уменьшил дозу. На его 75-летие Иосиф Виссарионович послал ему в подарок 75 бутылок, чему сэр Уинстон был безмерно рад. Однако он выразил сожаление, что в тот день ему не стукнуло 100 лет.

***

Уинстон Черчилль очень любил армянский коньяк «Двин», который ему высылали из СССР. Однажды он обнаружил, что «Двин» потерял качество, и в письме сообщил об этом Сталину. Сталин выяснил, что мастер Маркар Седракян, отвечавший за купаж «Двина», сослан в Сибирь. Его вернули, Черчилль стал снова получать любимый коньяк, а Седракяну присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Создатель советских армянских коньяков Маркар Седракович Седракян
Создатель советских армянских коньяков Маркар Седракович Седракян

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: из Сети.

Канал «А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей.

Капитан броненосца обманул своего любимого фюрера!

О Роберте Фултоне, человеке и пароходе

Тайна короля Жуана

Как Запад присвоил себе право всем тычить и бабачить

Украинская кухня не знает морской рыбы