Найти тему

Ищем ответ на вопрос "зачем учиться?" вместе

— "Здравствуйте! Прочитала последнюю статью и возник вопрос. В заголовке звучит: «Как я отвечаю детям, зачем учиться», а ответ так и не увидела в статье… А так хотелось! Больная тема, сын только в 4 классе, но на его аргументы, мои иссякают на глазах."

Разочарование...

Понимаю ❤

Собственно сама в какой-то момент почувствовала острое разочарование в разговоре со свекром.

Они оба - и свекр и свекровь - такие образованные, уверенные в себе, своей правоте, в ценности образования, в возможности и даже долге родителей донести эту ценность детям... Я внимательно их слушаю, время от времени задаю вопросы... Но на все вопросы, начинающиеся с "Ок. Как?" получаю ответ: "Я не знаю. Думайте!"

И они правда не знают.

Знали бы - сказали.

Переживают.

Хотят от меня.

Я хочу того же и очень стараюсь.

И мне хотелось бы конкретной помощи.

Но увы.

По факту оказывается, что доносить свои идеи они могут ровно теми же способами, что и я: разговаривать, слушать, приводить примеры, замечать примеры в жизни самого ребенка, опираться на них в разговоре, отползать в сторону, если не получилось убедить, и через время снова к теме возвращаться.

Тогда откуда у них такая уверенность в себе?

И почему у меня такой раздрай?

А все очень просто.

Я разговариваю с детьми обо всем об этом примерно каждый день. И у меня что-то получается, а что-то нет. Все время что-то получается, а что-то не получается.

А они

👉🏻 один раз поговорили,

👉🏻 дети внимательно послушали (бабушку и дедушку они любят плюс такие разговоры не часто случаются - если что, можно и потерпеть, молча покивать, глядишь, быстрее все закончится),

👉🏻 что дети по итогу сделали - бабушка и дедушка не видят, это уже дома происходит (или не происходит),

👉🏻 и им кажется, что у них прекрасно получается убеждать детей в отличие от меня.

То есть все та же распространенная когнитивная ловушка:

❤ мама больше всех делает,

❤ у нее больше всех получается,

💔 но и не получается тоже больше, чем у всех других (чисто статистически),

💔 поэтому именно она больше всех должна и виновата.

Так что вдох-выдох!

Продолжаю разговаривать. Убеждать. Слушать. Возвращаться туда, где не получилось договориться. Верить в своих детей. Любить и принимать их.

...

Задача убедить детей в ценности и необходимости образования с пинка (одним разговором) не решается.

1. Нужен системный подход. Я даю его в тренинге "Влияй с уважением!" - обучаю, как говорить так, чтобы дети слушали и прислушивались, а договоренности соблюдались.

2. И нужна конкретика.

Живые примеры.

Они дают надежду и опору для собственных бесед.

Тренинг здесь: https://vk.com/@podrostokpro-trening-dlya-roditelei-v..

Примеры - ниже 👇🏻

Как я наблюдала за любовью к чтению, прорастающей в сыне

А еще поливала, подкармливала и не мешала ей прорастать.

✅ И конкретный диалог (один из последних), где я слушаю без осуждения и страха и задаю вопросы.

— Почему ты считаешь, что тебе не нужна литература?

— Она скучная.

— У меня другое мнение... Но ты думаешь так. Ок. А ты обратил внимание, что вопрос был в другом? Я спросила, как ты понял, почему она не нужна.

— Ну... я так думаю...

— То есть внятного ответа у тебя пока нет?

— Я просто не вижу вокруг себя примеров, как кто-то применил знания литературы, и ему от этого была реальная польза.

— Ок. сколько усилий нужно затратить на то, чтобы прочитать произведение и написать по нему сочинение?

— Ну... примерно три дня...

— Ок. А если ты сделаешь это, а потом выяснится, что это и правда тебе нафиг не нужно, что тогда?

— Да ничего в общем-то...

— То есть ничего страшного не случится?

— Нет! Я вообще-то три дня зря потеряю!

— Насколько это повредит другим твоим планам?

— Ммм...

— То есть не особо повредит? Ок. Тогда до тех пор, пока нет убойных доказательств ненужности литературы, ты читаешь и пишешь, ок? В худшем случае зря потратишь три дня. А про доказательства нужности или ненужности давай все же подумаем вместе. Три дня - это много. Я тоже против, чтобы ты их тратил на муть бесполезную!

Примерно так.

И это не один разговор, вы понимаете, да?

И знаете...

👎🏻 Я тут вкладываюсь не столько даже в то, чтобы дети уделяли внимание школьной программе.

👍🏻 Сколько в то, чтобы они учились думать и осознанно выбирать, как для них лучше. Сначала с моей помощью, а потом сами.

Так что мне не лень. Даже если временами не просто.