— "Здравствуйте! Прочитала последнюю статью и возник вопрос. В заголовке звучит: «Как я отвечаю детям, зачем учиться», а ответ так и не увидела в статье… А так хотелось! Больная тема, сын только в 4 классе, но на его аргументы, мои иссякают на глазах."
Разочарование...
Понимаю ❤
Собственно сама в какой-то момент почувствовала острое разочарование в разговоре со свекром.
Они оба - и свекр и свекровь - такие образованные, уверенные в себе, своей правоте, в ценности образования, в возможности и даже долге родителей донести эту ценность детям... Я внимательно их слушаю, время от времени задаю вопросы... Но на все вопросы, начинающиеся с "Ок. Как?" получаю ответ: "Я не знаю. Думайте!"
И они правда не знают.
Знали бы - сказали.
Переживают.
Хотят от меня.
Я хочу того же и очень стараюсь.
И мне хотелось бы конкретной помощи.
Но увы.
По факту оказывается, что доносить свои идеи они могут ровно теми же способами, что и я: разговаривать, слушать, приводить примеры, замечать примеры в жизни самого ребенка, опираться на них в разговоре, отползать в сторону, если не получилось убедить, и через время снова к теме возвращаться.
Тогда откуда у них такая уверенность в себе?
И почему у меня такой раздрай?
А все очень просто.
Я разговариваю с детьми обо всем об этом примерно каждый день. И у меня что-то получается, а что-то нет. Все время что-то получается, а что-то не получается.
А они
👉🏻 один раз поговорили,
👉🏻 дети внимательно послушали (бабушку и дедушку они любят плюс такие разговоры не часто случаются - если что, можно и потерпеть, молча покивать, глядишь, быстрее все закончится),
👉🏻 что дети по итогу сделали - бабушка и дедушка не видят, это уже дома происходит (или не происходит),
👉🏻 и им кажется, что у них прекрасно получается убеждать детей в отличие от меня.
То есть все та же распространенная когнитивная ловушка:
❤ мама больше всех делает,
❤ у нее больше всех получается,
💔 но и не получается тоже больше, чем у всех других (чисто статистически),
💔 поэтому именно она больше всех должна и виновата.
Так что вдох-выдох!
Продолжаю разговаривать. Убеждать. Слушать. Возвращаться туда, где не получилось договориться. Верить в своих детей. Любить и принимать их.
...
Задача убедить детей в ценности и необходимости образования с пинка (одним разговором) не решается.
1. Нужен системный подход. Я даю его в тренинге "Влияй с уважением!" - обучаю, как говорить так, чтобы дети слушали и прислушивались, а договоренности соблюдались.
2. И нужна конкретика.
Живые примеры.
Они дают надежду и опору для собственных бесед.
Тренинг здесь: https://vk.com/@podrostokpro-trening-dlya-roditelei-v..
Примеры - ниже 👇🏻
✅ Как я наблюдала за любовью к чтению, прорастающей в сыне
А еще поливала, подкармливала и не мешала ей прорастать.
✅ И конкретный диалог (один из последних), где я слушаю без осуждения и страха и задаю вопросы.
— Почему ты считаешь, что тебе не нужна литература?
— Она скучная.
— У меня другое мнение... Но ты думаешь так. Ок. А ты обратил внимание, что вопрос был в другом? Я спросила, как ты понял, почему она не нужна.
— Ну... я так думаю...
— То есть внятного ответа у тебя пока нет?
— Я просто не вижу вокруг себя примеров, как кто-то применил знания литературы, и ему от этого была реальная польза.
— Ок. сколько усилий нужно затратить на то, чтобы прочитать произведение и написать по нему сочинение?
— Ну... примерно три дня...
— Ок. А если ты сделаешь это, а потом выяснится, что это и правда тебе нафиг не нужно, что тогда?
— Да ничего в общем-то...
— То есть ничего страшного не случится?
— Нет! Я вообще-то три дня зря потеряю!
— Насколько это повредит другим твоим планам?
— Ммм...
— То есть не особо повредит? Ок. Тогда до тех пор, пока нет убойных доказательств ненужности литературы, ты читаешь и пишешь, ок? В худшем случае зря потратишь три дня. А про доказательства нужности или ненужности давай все же подумаем вместе. Три дня - это много. Я тоже против, чтобы ты их тратил на муть бесполезную!
Примерно так.
И это не один разговор, вы понимаете, да?
И знаете...
👎🏻 Я тут вкладываюсь не столько даже в то, чтобы дети уделяли внимание школьной программе.
👍🏻 Сколько в то, чтобы они учились думать и осознанно выбирать, как для них лучше. Сначала с моей помощью, а потом сами.
Так что мне не лень. Даже если временами не просто.