История этого объекта достаточно интересна. В конце 30-х здесь была начата разработка известняка для строительства Волжского гидроузла. Однако, с началом войны стройка была приостановлена, а добыча известняка - прекращена. Выработки превратили в хранилище рыбы для заключённых самарских лагерей, но в 1950 году хранилище прибрали к рукам военные, которые попытались переоборудовать его под склад артиллерийских снарядов, укрепив своды штреков и некоторых камер колоннами, железобетоном и даже штукатуркой, а также построив систему вентиляции туннелей.
Но и артсклад действовал здесь всего лишь пару лет, потому как из-за постоянной сырости порох в снарядах сырел и портился, а снижать влажность в таких объёмах оказалось почти не возможно.
После этого к 1959 году хранилища были переоборудованы под продуктовый холодильник резерва - в новом хладокомбинате установили компрессоры и провели аммиачно-рассольную систему охлаждения, оборудовав свыше двух десятков камер хранения общей вместимостью около 16 тысяч тонн.
Хранились здесь овощи, мясо, консервы, сливочное масло и продукты первой необходимости. Комбинат работал в режиме реализационной базы - поддерживалась постоянная ротация запасов с реализацией и регулярным восполнением запасов, однако в случае чрезвычайного положения запасы могли бы быть направлены на нужды армии или поддержки мирного населения. Хладокомбинат действовал вплоть до начала 1990-х, после чего прекратил своё существование и был рассекречен.
Отправляясь покорять некогда секретные подземелья, мы даже и не представляли, насколько они масштабные. Все, чем мы обладали на тот момент - так это информацией от товарища, который был здесь пару лет назад.
Для исследования местности и поиска нелегального входа внутрь нам потребовалось около часа.
Входом внутрь оказалась обычная дверь - по всей видимости, какой-то аварийный выход из холодильника. Далее мы попадаем в выработку. Это был огромный подземный зал с двумя ответвлениями, уходящими в разные стороны.
Оказавшись внутри, чувствую, как в нос бьет сильный неприятный запах. Почти во всех выработках и камерах чем-то сильно воняет: то тухлым мясом, то прелыми овощами, то плесенью и сыростью.
Что интересно: из заброшенной части холодильника, в которой мы оказались, в действующую часть не пройти - вход туда просто замуровали.
А в заброшенной части, кажется, можно блуждать бесконечно, петляя из одного перехода в другой.
Масштабы очень впечатляли! Мы уходили все глубже и глубже. Поначалу казалось, что тут невозможно заблудиться, но уже спустя какое то время мы даже не понимали, куда направляемся, полностью потерявшись в пространстве.
Стало казаться, что мы только что были на этом же месте - настолько сильно между собой здесь похожи выработки и камеры.
По итогу нам пришлось остановиться, трезво оценить ситуацию и больше не лететь вперед сломя голову, ведь у нас не было с собой никакой схемы и даже примерного понимания, куда ведут эти подземелья.
Времени у нас, конечно, было много, но здравый смысл давал нам понять, что потерявшись тут - мы можем просто замерзнуть, поскольку внутри было достаточно прохладно (примерно +6 градусов).
Было принято решение искать путь назад, однако около каждого поворота и ответвления у нас с товарищами возникал спор о том, куда же нам сворачивать.
Спустя некое время мы чудом и с большим трудом вышли в нужную нам выработку и уже поняли, что точно движемся в правильном направлении.
Как мне удалось выяснить уже дома - оказывается, в сети есть подробная схема холодильника.
Мы успешно нашли выход, выбрались наружу и дали друг другу слово, что в следующий раз не пойдем исследовать столь масштабные места без какой-либо карты, наброска или каких-то минимальных знаний о месте.
Спасибо за внимание!