Найти тему

Где же Груши? Часть 3. Окончание.

Французская кавалерия в битве при Вавре.
Французская кавалерия в битве при Вавре.

Начало эпопеи маршала Груши читать здесь: часть 1 , часть 2

Моё повествование можно было бы завершить уже в предыдущем посте. Груши не прибыл к Ватерлоо, Наполеон проиграл битву. Но хотелось бы вкратце осветить, что происходило дальше с Груши. А заодно вопрос его виновности.

Итак, к вечеру 18го июня войска Груши, после безуспешной попытки взять Вавр в лоб, переправились через реку Диль западнее, обходя фланг прусского корпуса Тильмана. В полночь маршал писал генералу Вандамму, чтобы тот шёл на соединение с войсками на левом берегу Диля, оставив перед мостами достаточное количество войск для обороны. Ещё Груши переподчинил корпус Жерара (который был ранен накануне) Вандамму. В послании были и такие строки: “Говорят англичане разбиты. Но я не имею никаких известий и не знаю как известить о себе императора”. Такое же послание было отправлено Экзельмансу. Груши хотел сосредоточить силы на левом берегу, оттеснить пруссаков и идти на соединение с Наполеоном.

Французы отступают после Ватерлоо.
Французы отступают после Ватерлоо.

В полночь разъезды принесли Тильману известия о победе. Поэтому, несмотря на относительную слабость своих сил, прусский генерал решил перейти в наступление с утра.

Бой французов с пруссаками. Справа Силезский ландвер.
Бой французов с пруссаками. Справа Силезский ландвер.

Наступление началось с рассветом. Груши ещё не успел перебросить все войска, но среагировал быстро. Французская артиллерия сбила прусский пыл. И после упорного четырёхчасового боя пруссаки были отброшены, весь правый фланг Тильмана оказался под угрозой охвата. Командующий прусским корпусом начал перегруппировку, когда к нему прибыл гонец от Блюхера подтверждавший известия о победе и извещавший, что прусский корпус движется, чтобы отрезать французов у Вавра. Тильман постарался связать неприятеля боем. Но в 11 часов до Груши добрался измученный офицер связи со страшной вестью о разгроме Наполеона.

Ошарашенный Груши собрал совет с Вандаммом и ещё 4 генералами. Наполеон известил, что армия потерпела поражение и что он отступает к Самбре. Но куда отступать Груши - этого в послании не было. Было ясно, что теперь Блюхер возьмётся за французов под Вавром. Его корпуса могли появиться в любую минуту с фланга или с тыла. Вандамм предложил идти в направлении Брюсселя, возвращаясь через Фландрию. Чрезмерно смелое предложение отвергли. Реальных вариантов было два - через Флерюс и Шарлеруа, или через Намюр и Живе. Первый был короче, но рискованнее: англо-прусские войска могли уже выйти на это направление. Поэтому был выбран второй вариант. Кавалерии Сульта (брата маршала) и Валена было приказано ещё некоторое время преследовать пруссаков. А основные силы повернули назад. Им никто не мешал - Тильман отступил и больше не помышлял о боевых действиях в тот день. Экзельманс дошёл до Намюра, Вандамм заночевал в Жемблу.

Дивизионный генерал Доминик-Жозеф Рене Вандамм.
Дивизионный генерал Доминик-Жозеф Рене Вандамм.

Следующим днём отступление продолжалось. Около 4 часов дня французский арьергард подвергся атаке пруссаков. Это были корпуса Пирха и Тильмана (который стремился исправить свою ошибку, совершённую накануне). Груши очень повезло, что Пирх не проявил решительности и энергичности днём ранее. Он получил приказ отрезать французов у Вавра и имел все возможности. Но весь день 19го июня он провёл в окрестностях Меллери, когда имел все шансы отрезать Груши.

Впрочем энергии он не показывал и на следующий день. Французы без проблем дошли до Намюра. После чего Груши оставил Вандамма с тремя дивизиями прикрывать отступление. Пирх пытался наверстать упущенное и яростно атаковал, но Вандамм стойко отражал атаки до 8 вечера, после чего отступил под прикрытием дивизии Теста. Пруссаки не решились преследовать, несмотря на то, что французы не разрушили в спешке мост через Самбру.

Действия сторон после битвы при Ватерлоо.
Действия сторон после битвы при Ватерлоо.

Далее Груши беспрепятственно отступал до Лаон где соединился с основной армией. Вернее с её остатками. Кампания в Бельгии была проиграна. И теперь хотелось бы разобрать вопросы виновности Груши в поражении.

Да, Груши не проявлял в этой кампании особой инициативы. Хотя, как сказать. С вечера 16го он настаивал на преследовании пруссаков. Не его вина, что Наполеон отдал приказ только днём 17го когда уже сложилась ситуация “пойди туда - не знаю куда”. Разные источники приписывают инициативу то Наполеону, то Груши в отправке корпусов Пажоля и Экзельманса на поиски пруссаков. Марш Бюлова с маршем Жерара и Вандамма тоже не стоит сравнивать, слишком разные ситуации. Французы получили приказ в середине дня, в то время как пруссаки ещё с ночи были на марше.

18го Груши, конечно, тоже не блистал инициативой - войска можно было поднять и пораньше. И с решениями в середине дня быть оперативнее. Но учитывая, что был приказ Наполеона… Критики маршала любят сравнивать Груши с Дезе при Маренго. Но, при ближайшем рассмотрении, сравнение не выдерживает проверки: разные расстояния и погодные условия, у Дезе была фактически прямая дорога. И… у Дезе был ПРИКАЗ Наполеона о возвращении. На это указывает ряд авторов - Чандлер, Шиканов, об этом же пишет в своих мемуарах Савари.

В тот момент когда Груши услышал гром артиллерии при Ватерлоо - у него уже были разве что призрачные шансы успеть вовремя. Отправляя только инициативного Жерара на звук выстрелов - он ослаблял бы свои, и без того немногочисленные силы. При этом небольшой корпус Жерара на марше могли бы перехватить пруссаки. Что они могли бы сделать и с силами Груши. Напоминаю, что у Груши было примерно 33 тысячи человек, у Блюхера около 90 тысяч.

Французская кавалерия в битве при Ватерлоо.
Французская кавалерия в битве при Ватерлоо.

Ряд авторов критикует решения маршала перед днём битвы: надо было проводить разведку не только на восток и северо-восток, но и на север. И, если бы он шёл не в направлении Жемблу, а в направлении Мути, то находился бы к Ватерлоо ближе, занимая серединное положение между основной армией и пруссаками. Но легко судить задним числом, с точки зрения послезнания. Намного тяжелее принимать решения когда перед тобой задача со слишком многими неизвестными.

Фактически первым обвинителем Груши стал Наполеон. Ещё на поле боя он обещал солдатам (совершенно безосновательно), что сейчас придёт Груши. После, на Святой Елене, ссыльный император озвучил свои обвинения. С тех пор на Груши легло клеймо. И никто не берёт в расчёт то, что инициатива преследования сразу была проигнорирована. Так же как и мысль о том, что преследовать уже поздно и не стоит разделять армию (мысль поддержанная маршалом Сультом). И, действительно, вместо штурма Вавра корпуса Жерара и Вандамма могли бы поддержать корпус Лобау в отражении атак Бюлова, или для поддержки атак кавалерии, или в тот момент когда Наполеон кричал: "Пехоты! А где я ее возьму? Рожу, что ли?". Так же как пригодилась бы кавалерия Пажоля и Экзельманса.

Но история не терпит сослагательного наклонения. Войну седьмой коалиции выиграть было нельзя, но кампанию в Бельгии можно, учитывая взятое в начале преимущество в темпе. Кампания была проиграна, и, в первую очередь, из-за ошибок самого Наполеона. Маршал Груши был лишь одним из воплотителей замыслов. Насколько он виноват в своём исполнении - решайте.

Автор - Иван Буров.

Друзья! В продолжение темы Наполеоновских войн читайте:

КРОВАВАЯ БАНЯ ДЛЯ МОЛОДОЙ ГВАРДИИ. БИТВА ПОД КРАСНЫМ

МЕХОВЫЕ ШАПКИ РЕШАЮТ ДЕЛО

АТАКА ГЕНЕРАЛА д'ЭРЛОНА. КАК ПОТЕРЯТЬ КОРПУС ЗА ОДИН ЧАС

БРАВЫЕ САКСОНСКИЕ ПАРНИ ПРИ БОРОДИНО

Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.