(окончание)
Бывая на Восточном кладбище, жители Энгельса и гости города обязательно обращают внимание на заметный памятник слева от центральной аллеи. «Живые помнят вас», - написано на белоснежном обелиске. А внизу: «8 августа 1984 года, отводя беду от мирных людей, погиб экипаж стратегического бомбардировщика». На этой могиле три портрета, и над каждым - маленькая пятиконечная звёздочка - в знак награждения орденом Красной Звезды...
Но кто были эти люди, награждённые орденом за мужество, что произошло августовской ночью 1984 года в небе над городом, городу до сих пор достоверно не известно.
ПРИЧИНЫ И «ИСТОКИ»
На месте катастрофы, как и положено, начала работать комиссия. Одним из её участников был Александр Петрович Шельдяшов, в своём труде «Истоки» оставивший воспоминания о расследовании лётного происшествия в Энгельсе: «Руководил комиссией по расследованию авиакатастрофы командующий 37-й ВА генерал-полковник И. В. Горбунов. В составе комиссии присутствовали представители КБ Мясищева, предприятия-разработчика и изготовителя авиадвигателей, инженеры ИАС 37-й ВА. Было тщательно осмотрено место происшествия, прошли цепью по траектории короткого полёта, нашли листы верхней обшивки надзакрылочной части левого крыла, свезли и разложили на бетонную площадку оставшиеся части и детали разрушенного самолёта. Нам позарез нужна была истинная причина - чтобы исключить повтор лётного происшествия...»
Первой версией причины авиакатастрофы был помпаж и пожар первого двигателя. При более тщательном осмотре А. П. Шельдяшову удалось обнаружить деформацию бензобачка системы пускового топлива. Он пришёл к выводу, что эта деформация - не только следствие удара о землю, но и результат раздутия внутренним давлением (скорее всего, взрывным), то есть имел место взрыв бензобачка в воздухе.
Бензобачок системы пускового топлива находился в замкнутом отсеке внутри крыла. В этом же отсеке располагался металлический трубопровод большого диаметра, который подводил горячий сжатый воздух из-за компрессора авиадвигателя к запорному крану противообледенительной системы. В результате негерметичности разъёмного стыка этого трубопровода горячий сжатый воздух из него стал попадать на бензобачок. Бензин перегрелся, вспыхнул и взорвался. Этот взрыв и услышал экипаж. Далее события развивались так: «Взрывная волна из замкнутого отсека крыла через отштампованные окна в хвостовиках нервюр прошла под обшивку над закрылочной частью левого крыла и подняла её, а встречным потоком её сбросило. Цельные листы этой обшивки были найдены при прочёсывании местности по маршруту полёта самолёта. Нарушение и срыв аэродинамического потока обтекания левого крыла и выключение первого двигателя на нём привели к резкому уменьшению несущей способности левого крыла, возникновению левого крена и разворачивающего момента влево, с которыми экипаж боролся до столкновения с землёй...»
Виновником авиакатастрофы было признано предприятие-разработчик самолёта «ЗМ». Причиной - конструкторский недостаток, расположение трубопровода, подводившего горячий сжатый воздух из-за компрессора авиадвигателя к запорному крану противообледенительной системы, не на двигателе, а далеко от него - на бимсе в бомболюке, рядом с бензобачком. Нарушение герметичности трубопровода посчитали образовавшимся «в процессе эксплуатации», проще говоря - от естественных причин износа.
В течение трёх-четырёх месяцев конструкторский недостаток был устранён на всём парке самолётов «ЗМ»
Но остался вопрос: как могло случиться, что аэродромная инженерно-техническая служба не заметила негерметичности или следов износа? И это при том, что специалисты там - квалифицированные и высококлассные, и никаких претензий к ним у Виктора Кириченко нет. Но нет и уверенности, что в официальном заключении сказано всё:
- Трое суток самолёт находился на боевом дежурстве! Был оцеплен флажками, окружён вооружённой охраной, его постоянно прогазовывали, проверяли, он был под наблюдением инженерно-технической службы... Как могла бы там возникнуть неисправность? Я не понимаю...
Он не исключает, что причиной могла быть и диверсия: обстановка в мире была напряжённой. Когда погиб энгельсский самолёт, решалась сама судьба мясищевских бомбардировщиков Всего через несколько месяцев, согласно Договору по ограничению стратегических вооружений, ветераны-«эмки» будут разрезаны на металлолом и на страницы печати попадёт фотография изуродованных самолётов «ЗМ» с разрезанными автогеном фюзеляжами и крыльями. За океаном грозные русские «бизоны» пугали многих. В чаянии установления более тесной дружбы с западными «партнёрами» и нежелании чем-нибудь их раздражать в рядах «верхушки» тогдашнего руководства Советского Союза и Советской Армии у «вероятного противника» вполне могли появиться вольные или невольные союзники...
СЕМЬ МИНУС ДВА? СЕМЬ МИНУС... ОДИН?
После авиакатастрофы Энгельсский авиагарнизон был погружён в траур, но скорбь смешивалась с гордостью. Экипаж терпящего бедствие самолёта вёл себя мужественно и самоотверженно, лётчики сумели проявить свои лучшие профессиональные и человеческие качества.
Вскоре войсковая часть № 36651 подготовила специальный выпуск фотобюллетеня «За нашу Советскую Родину»: «И в мирное время есть место подвигу». Его украшают семь строгих портретов членов экипажа с короткими заметками, заканчивающимися стандартной фразой: «Представлен к правительственной награде». Тогда ни у кого не возникло вопроса: почему портретов - семь, и одинаковых фраз - тоже семь? В войсковую часть пришло семь наградных листов...
А спустя полгода, 19 января 1985 года, газета «Красная звезда» рассказала о подвиге энгельсского экипажа на всю страну. Заметка «Подвиг над городом» предварялась публикацией Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении государственными наградами военнослужащих Советской Армии» от 18 января 1985 г. И в этом Указе внезапно обнаруживаются всего шесть фамилий: полковник В. Р. Тухватулин - орденом Красного Знамени (посмертно), капитан К. К. Миронов орденом Красной Звезды (посмертно), майор В. А. Козионов - орденом Красной Звезды (посмертно), прапорщик А. В. Воротников - орденом Красной Звезды (посмертно) и капитан А. И. Ефишин - орденом Красной Звезды.
Следующая затем заметка красочно описала героические последние минуты в падающем самолёте, но по какой-то причине старательно замолчала присутствие в экипаже ещё одного человека.
Историческая справка Музея Дальней авиации (Энгельс) лаконична и не объясняет причин «Указом Президиума ВС СССР от 18 января 1985 года за мужество и отвагу при выполнении воинского долга В. Р. Тухватулин награждён орденом Красного Знамени. Миронов, Козионов, Шаврин, Ефишин, Воротников - орденом Красной Звезды. КОУ Кириченко не наградили».
Может быть, причиной мог стать факт покидания самолёта без приказа командира?
Виктор Кириченко убеждён, что в этом его обвинить нельзя:
- Я покинул самолёт на высоте 310-315 метров, за 1,5-1,75 секунды до взрыва, при левом крене около 69 градусов в падающей и горящей разрушающейся машине. При том, что согласно инструкции минимальная высота для покидания самолёта с нижним катапультированием последним членом экипажа - 550 метров. Окажись в подобной ситуации кто-нибудь другой, что ещё он смог бы сделать?..
Я долго молчал. Но хотел бы узнать: почему со мной поступили так? Почему на земле после катапультирования меня не отправили к врачам, чтобы поинтересоваться состоянием здоровья, а сразу отвезли на ЗКП (запасный командный пункт. - Автор) в Генеральском на допрос? Почему после моего возвращения из госпиталя в Энгельс В. В. Мохов, тогда полковник, стал вынуждать меня оставить квартиру? А когда сдал квартиру в КЭЧ (квартирно-эксплуатационную часть. - Автор), не получил взамен ни другой квартиры, ни даже справки о сдаче прежней...
Я до конца рисковал жизнью. Я катапультировался в том месте, где меня уже не должно было быть в живых...
Есть и ещё один, не поддающийся объяснению факт: команда на покидание самолёта так и не прозвучала, катапультировавшихся и оставшихся в живых было двое: Виктор Кириченко и Александр Ефишин, но отношение к ним было разным. Александру Ефишину ничто не помешало получить заслуженную награду, а в случае Виктора Кириченко нашлись какие-то необъяснённые до сего дня обстоятельства...
На направленный мной запрос в Министерство обороны Российской Федерации войсковая часть 44402 прислала ответ за номером 133/4/323 от 7 июля 2021 г.: «В соответствии с Вашим обращением в архиве войсковой части 44402 по безопасности полётов за 1984-1989 годы были найдены только краткие материалы обстоятельств и причин авиационной катастрофы самолёта «ЗМС-1», произошедшей в ночь на 8 августа 1984 года в районе г. Энгельса Саратовской области...» Немного неожиданно получать из архивов Министерства обороны: ссылку на недостаточность у них материалов. Разве катастрофа со стратегическим бомбардировщиком - такое малозначимое событие? Или архивы Министерства обороны - недостаточно надёжное хранилище для такой информации, чтобы через 37 лет материалы оказались «только краткими»?..
Я обращаюсь к собеседнику с вопросом: «Чего же вы сейчас хотите? Возвращения награды?» И получаю в ответ: «Я хотел бы прежде всего найти самого себя!..»
37 лет этот вопрос остаётся безответным. Это не даёт покоя единственному оставшемуся в живых участнику давней трагедии и заставляет снова и снова возвращаться в памяти к тяжёлым обстоятельствам катастрофы. Так, может быть, есть всё-таки возможность поднять старые архивы, заново разобраться во всех деталях и выяснить судьбу седьмого, так и не вручённого ордена?.. По крайней мере, в результате человек смог бы получить или затерявшуюся награду, или хотя бы исчерпывающий ответ...
История гибели самолёта «ЗМС-1» 8 августа 1984 года - это не история разгерметизировавшегося трубопровода и взорвавшегося бачка. Это переплетённый клубок технических причин, человеческих эмоций, служебных условностей, свидетельство мужества и отчаяния, героизма и непонимания ситуации, готовности на жертвы и чувства самосохранения, верности долгу и дружбе и недоверия к людям, призывов к вечной славе и памяти и упорного молчания вокруг отдельных фактов и имён.
Авиация (тем более военная) не обходится без жертв и потерь. Но любая трагедия - это не только «кровавое пятно» на светлой и воодушевляющей дороге побед отечественных ВВС, но и предостережение, урок будущему: не повторяйте прежних ошибок! И урок, касающийся не только техники, но и личностных отношений, чёткости нравственных стандартов и ответственности за чужие судьбы: подчинённых, товарищей, сослуживцев... Проходя мимо и оставаясь равнодушными, мы обесценим принесённые жертвы. Этого случиться не должно...
Из «Новой газеты - Энгельс», № 6, от 10 августа 2021 г.