Найти в Дзене
Наука на Урале

Даниил Сандлер: «Наша мечта — создать университет мирового класса в центре Евразии»

Оглавление
Даниил Сандлер, УрФУ: Крупнейшие проекты, которые предстоит выполнить в рамках программы, выходят за границы десятилетнего срока и нацелены на решение общегосударственных задач. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.
Даниил Сандлер, УрФУ: Крупнейшие проекты, которые предстоит выполнить в рамках программы, выходят за границы десятилетнего срока и нацелены на решение общегосударственных задач. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.

Команда Уральского федерального университета (УрФУ, Екатеринбург) провела успешную подготовку и защиту исследовательских, технологических и институциональных проектов, которые станут приоритетными для вуза до конца десятилетия.

Таков первый важный результат реализации университетом программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». О значении программы, ходе подготовки и защиты проектов рассказывает первый проректор вуза по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер.

«Проекты вузов приобретают общегосударственное значение»

Университет подал заявку по треку «Исследовательское лидерство» и, победив, вошёл в первую группу вузов. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.
Университет подал заявку по треку «Исследовательское лидерство» и, победив, вошёл в первую группу вузов. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.

— Даниил Геннадьевич, вначале несколько слов об идеологии и миссии программы «Приоритет-2030».

— На сайте программы говорится, что ее цель — «сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу». По названию «Приоритет-2030» понятно, что программа рассчитана на целое десятилетие и направлена на то, чтобы российские вузы усилили свое академическое лидерство в глобальном, мировом измерении.

Однако крупнейшие проекты, которые предстоит выполнить в рамках программы, выходят за границы десятилетнего срока и нацелены на решение общегосударственных задач. Стране необходимы передовые технологии на приоритетных направлениях развития, соответствующие научные разработки и высокопрофессиональные кадры, способные осуществить и внедрить такие разработки.

— Программа «Приоритет-2030» пришла на смену завершившемуся в прошлом году проекту «5-100», который ставил перед российскими вузами задачу войти в ведущие мировые рейтинги. Так, УрФУ по итогам реализации проекта «5-100» занял 351-е место среди лучших университетов мира по версии QS World University Rankings, вошел в более чем два десятка международных предметных рейтингов, а по некоторым направлениям оказался в числе 100-150 ведущих мировых вузов. Чем «Приоритет-2030» отличается от «5-100»?

— Программа стратегического академического лидерства необычна тем, что предъявляет университетам-участникам требование сформулировать конкретные результаты ее реализации. Каждый вуз, претендовавший на участие в программе, заявил несколько проектов, которые должны увенчаться реальным технологическим прорывом в масштабах всей российской экономики.

— Какие проекты представил Уральский федеральный университет?

— УрФУ выдвинул пять проектов. Первый связан с созданием новых материалов и технологий для водородной и ядерной энергетики, более безопасной и эффективной. Наш вуз и его ближайшие партнеры, прежде всего, госкорпорация «Росатом» и академические институты УрО РАН, обладают необходимыми для этого компетенциями и амбициями. Речь, в частности, о создании энергоустановки на базе высокотемпературных электрохимических устройств, о технологиях переработки и вторичного использования отработавшего ядерного топлива и даже о ядерном реакторе нового типа.

Тема второго проекта — дизайн и технологии функциональных материалов и систем, органических и неорганических, для промышленного выпуска различного рода сенсоров. В нем задействованы сразу три института нашего университета — химико-технологический, физико-технологический и институт естественных наук и математики. Их представители совместно работали над данным проектом.

Третий проект — «Благополучие человека в условиях цифровой трансформации» — объединил усилия Уральского гуманитарного института и института экономики и управления. Этот мультидисциплинарный проект предусматривает проведение исследований в области демографии, исследований психологического и экономического благополучия населения. Конечная цель также амбициозна — разработать тиражируемую модель цифровой трансформации субъекта федерации, позволяющую сбалансировать внедрение передовых технологий с задачами устойчивого развития территории и благополучия человека.

Еще два проекта лежат в институциональной плоскости и отличаются большей широтой охвата. Один из них направлен на достижение академического превосходства путем развития кадрового исследовательского потенциала и фундаментальных исследовательских заделов. Другой посвящен подготовке, прежде всего в магистратуре и аспирантуре, тех, кто способен разрабатывать и внедрять новые технологии и таким образом обеспечивать научно-технологические прорывы. В соответствии с нашими обязательствами мы подготовим более 11 тыс. таких выпускников.

Даниил Сандлер: Проекты университетов приобретают индивидуальное общенациональное, общегосударственное значение. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.
Даниил Сандлер: Проекты университетов приобретают индивидуальное общенациональное, общегосударственное значение. Фото: Илья Сафаров, медиацентр УрФУ.

— Итак, проекты представляют как естественнонаучную, так и техническую, а также гуманитарную университетскую мысль, направлены на решение региональных и федеральных задач и предполагают достижение конкретных результатов...

— Совершенно верно. Если взять, к примеру, программу по водородной энергетике, то в ней говорится не о материалах вообще, а непосредственно о твердооксидных материалах; не о создании устройств вообще, а об энергоустановках на базе высокотемпературных электрохимических устройств. Конкретность будущих результатов задает логику и содержание мер по их достижению. В этом принципиальное отличие программы стратегического академического лидерства, того, как сегодня университеты мыслят себя и как планируют свое будущее, от проекта «5-100».

В программе повышения конкурентоспособности важную роль играли цифры: такое-то количество научных публикаций, такой-то экономический эффект и т. д. В этот раз государство в лице Совета по поддержке программ развития «Приоритета-2030» обращало приоритетное внимание на то, будет ли технологический прорыв, внесут ли проекты университетов конкретный вклад в достижение национальных целей и реализацию государственных программ. Другими словами, проекты университетов приобретают индивидуальное общенациональное, общегосударственное значение. Это придает особое чувство ответственности за будущие результаты: в случае несоответствия заявленным обязательствам достижениями в других сферах прикрыться будет невозможно. Мы не сможем оправдать недовыполнение обязательств по проекту в области ядерной энергетики выдающимися успехами наших искусствоведов.

— Не окажутся ли на обочине внимания государства те направления исследовательской деятельности в университете, которые для программы «Приоритет-2030» будут иметь второстепенное значение? Что будет с теми же искусствоведами, с историками, философами?

— Вновь обращусь к сайту программы «Приоритет-2030»: «Университеты, ставшие участниками программы, будут вырабатывать и распространять по всей системе высшего образования лучшие практики научно-исследовательской, инновационной и образовательной деятельности, повысят привлекательность жизни и работы в регионах России, в т. ч. для иностранных студентов и зарубежных ученых. Они позволят сформировать у выпускников российских университетов навыки и умения, необходимые для их успеха на современном рынке труда и в будущем в условиях стремительного научно-технологического прогресса».

Как я уже сказал, вуз берет на себя обязательство подготовить и выпустить 11 тыс. человек, способных создавать новые знания и компетенции, материалы и технологии. А для этого нужно окончить как минимум магистратуру, а лучше — и аспирантуру. Сейчас более 80% наших студентов и обучающихся — это бакалавры и специалисты, которые получают массовое, но качественное и конкурентоспособное образование. Нам предстоит сделать такой же шаг на уровне магистратуры и аспирантуры: число магистрантов и аспирантов должно быть значительно увеличено, они станут «массовым штучным продуктом». Только так мы сможем добиться академического превосходства и подготовить необходимое число специалистов, способных на исследовательские и технологические прорывы.

А без креативных талантов такие прорывы не совершить. При этом очевидно, что источники креативности и новизны лежат в т. ч. в области мировоззрения, а значит, философии, истории и искусства, что без развития этих сфер невозможно и полноценное благополучие человека. Именно этим объясняется явно усиливающийся интерес общества к гуманитарному знанию. Поэтому мы очень надеемся на то, что гуманитарии УрФУ, опираясь на собственные знания, навыки, новации, будут успешно развивать креативную индустрию в содружестве с нашими технарями, айтишниками.

«Университет станет еще более гибким, открытым и молодым»

— Как проходила подготовка и защита проектов УрФУ?

— Соревновались порядка 180 вузов. От Уральского федерального университета как одного из ведущих вузов страны ожидали особенных проектов. И мы не подкачали. Готовились к защите больше года. В процесс подготовки были вовлечены около сотни экспертов из различных институтов и служб университета. Состоялось 95 двух-трехчасовых проектных сессий и совещаний, каждое — по отдельному предметному вопросу, который тщательно планировался и подробно обсуждался. Это хорошо отработанная нами форма, которую поддерживает управление стратегического развития и маркетинга УрФУ.

Ректор университета Виктор Кокшаров и команда вуза во время защиты. Фото: Минобрнауки России.
Ректор университета Виктор Кокшаров и команда вуза во время защиты. Фото: Минобрнауки России.

В выборе и проработке проектов мы опирались на «три кита». Первый — достижения коллектива университета в период реализации программ развития и повышения конкурентоспособности, которые были выполнены в 2020 году, то есть в предыдущие 7-10 лет. За это время мы увеличили результативность своей научной деятельности — объемы выполненных исследований, количество научных статей, позиции в рейтингах — в 10 раз.

На старте подготовки к защите проектов УрФУ выступил инициатором создания Уральского межрегионального научно-образовательного центра. В рамках НОЦ мы научились формулировать стратегические задачи и считать результаты их выполнения, формировать консорциумы партнеров, разрабатывать и представлять исследовательские и технологические проекты в русле нацпроектов и госпрограмм. При запуске НОЦ в 2019 году его портфель содержал 48 проектов, сейчас их еще больше. НОЦ — вторая наша опора. Опыт создания и функционирования НОЦ дал нам большие преимущества. Если бы не школа НОЦ, думаю, что УрФУ не смог бы прорваться в группу лидеров, несмотря на все свои заслуги и репутацию.

И третий краеугольный камень — это поддержка наших партнеров. И, прежде всего, Наблюдательного совета университета под руководством председателя совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрия Пумпянского. Дмитрий Александрович — предприниматель с огромным технологическим и управленческим опытом, прекрасно разбирающийся в делах, проблемах и потребностях нашего университета. Его помощь и содействие позволили УрФУ реализовать ряд проектов и оказаться среди вузов-лидеров.

Невозможно переоценить вклад в успех университета члена Набсовета, председателя Уральского отделения РАН, вице-президента Академии наук Валерия Чарушина, который с самого начала разделял наши устремления и участвовал в принятии всех ключевых решений. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев всецело поддержал проект строительства нового университетского кампуса, благодаря этому в 2023-2025 годах вуз получит новые учебные, жилые и спортивные объекты. В недавнем прошлом член Совета Федерации, а ныне первый зампредседателя Свердловского Заксобрания Аркадий Чернецкий не раз выручал нас своим опытом, мудростью, связями. Отдельные слова благодарности мы адресуем генеральному директору УГМК-Холдинга Андрею Козицыну.

Ну, а финальный росчерк в успехе УрФУ на защите проектов принадлежит нашему ректору Виктору Кокшарову. Он как никто глубоко погружен в содержание программы развития университета и по праву делал на защите основной доклад.

По итогам защиты УрФУ вошел в первую группу, группу лидеров — наряду с Высшей школой экономики, МИФИ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургским политехническим и Томским государственным университетами. У нас великолепная компания.

— Проекты, представленные и защищенные УрФУ, уникальны, или нам придется конкурировать с другими университетами?

— Что такое конкуренция? Это взаимодействие игроков при распределении ограниченных ресурсов. Нам, конечно, придется конкурировать. Но в то же время и кооперироваться. Потому что ни один вуз неспособен в одиночку разработать, например, модель благополучия человека. Подобный проект есть и у «Вышки», но она не утверждает, что реализует свой проект самостоятельно, и в определенных аспектах предусматривает соучастие УрФУ. Мы точно так же рассматриваем ВШЭ в качестве партнера. Поэтому в нашей группе исследовательских университетов во время защиты проектов царила особенная, дружелюбная атмосфера, все желали друг другу успеха.

Доброжелательным был и Совет по поддержке программ развития «Приоритета-2030». Члены совета задавали вопросы в формате стратегического диалога — помогая претендентам представить долгосрочное видение, адекватное уровню стоящих задач.

— Из кого состоял совет?

— В него входят видные государственные деятели — заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков; ключевые фигуры академического мира, такие как президент Российской академии наук Александр Сергеев, директор Объединенного института ядерных исследований Григорий Трубников. В совете серьезно представлены институты развития. Достаточно сказать, что членом совета является председатель Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий Аркадий Дворкович. В работе совета участвуют такие крупные визионеры, как Андрей Волков из Московской школы управления «Сколково» и президент «Сбербанка» Герман Греф.

Все они обладают колоссальным опытом подготовки и претворения в жизнь масштабных проектов. И при всей своей доброжелательности оценивали участников конкурса, что называется, по гамбургскому счету, ясно давая понять, что не поверят никому, кто заявит, что способен свернуть горы исключительно собственными силами: разработать материалы и технологии для водородной энергетики или развить квантовые технологии искусственного интеллекта. Члены совета каждый раз интересовались: расскажите о своих партнерах и об их вкладе в проекты. И четко определяли потенциал участников и их партнеров.

Кстати, в нашей категории исследовательских вузов, куда в финале вошло 18 организаций, авторитетные Санкт-Петербургский горный университет, Южный федеральный и Южно-Уральский государственный университеты оказались лишь в третьей группе. Это, на мой взгляд, показатель того, насколько честно и объективно оценивались советом участники конкурса.

— Даниил Геннадьевич, представим 2030 год: УрФУ успешно выполнил свои проекты, достиг запланированных результатов. Как он изменился?

— Наша мечта — создать университет мирового класса в центре Евразии. И все наши усилия подчинены стремлению исполнить эту мечту.

К 2030 году у нас будет функционировать новый кампус, соответствующий лучшим мировым стандартам. Это существенно изменит инфраструктурный облик университета.

Образование станет индивидуальным: содержание и темп образовательных программ будут подбираться исходя из индивидуальных особенностей и способностей студентов, уровня стартовой подготовки, с которым они приходят в университет. Этому, как ни парадоксально, способствовала пандемия коронавируса. Действуя в ее условиях и одновременно готовясь к защите в рамках программы стратегического академического лидерства, мы получили импульс к развитию технологий расширения круга наших партнеров — индустриальных и академических. За девять месяцев этого года количество партнеров УрФУ по проектному обучению выросло втрое, и это только начало.

Одновременно вуз разовьет (и уже начал это делать) цифровую инфраструктуру образовательной и исследовательской деятельности. Появятся новые специальности: навигаторы, тьюторы, в т. ч. и цифровые. Значительная часть университетского образования перейдет в виртуальное пространство, где будут представлены и наши партнеры. Таким образом, университет станет еще более гибким и открытым.

Наша мечта — создать университет мирового класса в центре Евразии. Фото из архива фотоклуба УрФУ.
Наша мечта — создать университет мирового класса в центре Евразии. Фото из архива фотоклуба УрФУ.

И еще более молодым. Это будет связано и с развитием исследовательских и технологических направлений, которые предстоит осваивать в связи с достижением задач вуза по программе «Приоритет-2030», и с требованием государства создавать задел на будущее. Сейчас научными исследованиями в большей мере занят профессорско-преподавательский состав. Впоследствии (и это заложено в программе стратегического академического лидерства) у нас вырастет численность молодых профессиональных исследователей. Станет больше интеллектуальной собственности.

Объемы исследовательских работ, напряженность преподавательской деятельности не станут меньше, они будут возрастать, но вырастут и объемы оплаты труда. Если сейчас, в соответствии с решением Президента, средняя зарплата нашего профессорско-преподавательского состава соответствует размеру двух средних зарплат по региону, то к 2030 году, а может, и раньше она поднимется до уровня трех средних зарплат по региону.

УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года. В Год науки и технологий стал одним из лидеров программы «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).

  • УрФУ оперативный — в Telegram