Найти тему

Коммерциализация искусства ИИ. Ахмед Эльгаммаль и AICAN. Творческие функции Vs. Классификаторы коллекций.



К выпуску про искусство ИИ публикуем текст про разработки Эльгаммаля.



Ахмед Эльгаммаль, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Рутгерса в Нью-Джерси, работает с системой, которую он называет CAN, — «творческой», а не «генеративной» сетью. Базовая бинарная оппозиция одна и та же — создатель и судья, художник и арт-критик, — но CAN специально запрограммирован на создание новизны, отличной от того, что он видит в предоставленном наборе данных.

Эльгаммаль известен также благодаря своей системе ArtPI, которая обеспечивает понимание коллекций изобразительного искусства и предоставляет профессионалам ценную информацию об индустрии арт-рынка. Программу можно использовать, чтобы обнаруживать визуальные сходства в коллекции, привлекать посетителей к просмотру и обнаружению связанного контента.

AICAN - разработка Эльгаммаля, напрямую связанная с созданием произведений. Название расшифровывается как «художник-искусственный интеллект и творческий партнер», что подчёркивает две вещи: во-первых, что машина может создавать сама, и, во-вторых, что машина может стать творческим партнером художника.

Каждое произведение искусства, которое создает AICAN, является ответом на вопрос: «Если мы научим машину искусству и стилям и подтолкнем ее к созданию новых изображений, не соответствующих установленным стилям, что она сгенерирует?».

«Я удивляюсь результату каждый раз, когда запускаю его [алгоритм]», — говорит Эльгаммаль. «Интересный вопрос: почему сеть генерирует так много абстрактного искусства? Я думаю, это потому, что алгоритм уловил, что искусство движется по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться в прошлое и делать фигуративные произведения, которые существовали до 20 века. Он должен двигаться вперед. Сеть узнала, что она находит больше решений, когда стремится к абстракции: вот где есть место для новизны».

Это заставляет нас предполагать, будто алгоритмы ИИ не просто создают изображения, но также имеют тенденцию моделировать ход истории искусства - как если бы длительный переход искусства от предметной живописи к абстракции был частью программы, которая работала в коллективном бессознательном на протяжении половины тысячелетия. В этом случае вся история нашей визуальной культуры становится математической неизбежностью.

работы AICAN (на стене). 2019 г.
работы AICAN (на стене). 2019 г.

Эльгаммаль известен также своим жестом в галерее Хорле-Гуггенхайм в Челси: он указал AICAN в качестве своего соавтора. Сам художник оправдывает этот шаг тем, что машина дает непредсказуемые результаты, следовательно она — тоже творец. Однако гораздо убедительнее кажется финансовый интерес Эльгаммаля к AICAN.

Рынок искусства всегда остается рынком. Некоторые из самых известных имен в современном искусстве, от Херста до Бэнкси, продаются за счет имени создателя, а не качества конкретного предмета. Ни один художник сегодня не может избежать этой участи, в том числе и Эльгаммаль с AICAN. Его работы больше похожи на техническую демонстрацию возможностей и закрепление статуса AICAN, чем на самостоятельное произведение искусства