В одном небольшом российском городе вдруг происходит вспышка неизвестной болезни. Вирус смертелен и неизлечим. Уже на следующий день страшно, но быстро, умрут почти все жители. Чтобы не допустить распространения болезни, город берут в кольцо бойцы ЧВК, силы полиции и пришедшие к ним на помощь военные. Локальная ли это вспышка, или вирус поразил всю страну? Весь мир?
Это непонятно ни выжившим, ни зрителям. Но смертельная зараза — это только начало беды. Выжившие довольно быстро выяснят, что теперь им нельзя спать. Каждый, кто проспит дольше двух часов, больше уже не проснется. И хотя формально речь идет скорее о форме комы или летаргического сна, на практике это всё равно та же смерть, пусть и отложенная.
Сериал «Выжившие» платформы OKKO по понятным причинам много сравнивают с пока самым популярным в мире российским сериалом «Эпидемия». Та же завязка — конец света от вируса, та же сценарная структура — мы следим за группой героев, которые пытаются адаптироваться к новым обстоятельствам, не умереть и, может быть, найти способ спасти мир.
Но на этом общие черты двух историй заканчиваются. Да, сериалы как бы начинаются в одной точке, но затем каждый из них идет в строго противоположном направлении. «Эпидемия» была содержательной, но жанровой историей, которая должна была зрителя увлечь и развлечь, подарив ему наполненные адреналином приключения, гонку со смертью где есть шанс у смерти выиграть. «Выжившие» в такие игры не играют.
Это абсолютно беспросветная история о том, что за чертой, за которой кончается цивилизация, есть только мрак, холод, отчаяние и тяжелый запах говна.
Режиссер «Выживших» Андрей Прошкин очевидно в принципе не ставит перед собой задачи зрителя развлечь. Напротив, он как своеобразный современный Вергилий приглашает нас в путешествие по всем кругам нового ада. Мир «Выживших» погружается в насилие постепенно. Вот выгнанный из ЧВК за жестокость (!) бывший боец организует страшную банду, которая по сути захватывает власть в городе.
Вот военные, которым больше никто не указ и которые здесь власть начинают массовые расстрелы гражданского населения. Вот школа, в которой учебный процесс теперь выстроен не вокруг получения знаний, а вокруг отчаянной попытки учеников и учителей не заснуть. Вот голод, холод, новые «темные века», жители деревень, сбивающиеся в племена. Одинокий угнанный тепловоз везет наших героев куда-то далеко, где есть может быть хотя бы намек на шанс выжить…
Хаос конца света сводит вместе предельно неожиданную группу героев. Только что выписанного из лечебницы шизофреника Морозова, только что вернувшегося из Сирии бойца ЧВК Шадрина, его жену и дочь, неудачно сходившую на свидание учительницу Ольгу, врача-психиатра Лаврову и бандита Тайсона. Как и положено в хороших сериалах, за время пути каждый из них покажет себя с самых разных сторон, каждый поступит и как подлец, и как герой — в зависимости от обстоятельств.
В «Выживших» буквально в каждой сцене чувствуется талант режиссера, который сумел добиться от каждого из актеров абсолютного максимума. Хороши здесь все, от неожиданных Артура Смольянинова и Сергея Бондарчука до Алексея Филимонова, Валентины Лукащук и Глеба Пускепалиса. Очень помогают сериалу прекрасно написанные живые диалоги, в которых — что для российских сериалов пока скорее редкость — органично звучит и «русский разговорный» и «русский матерный». Оператором сериала выступил Артем Емельянов, оператор «Тесноты» Кантемира Балагова.
По сути эта история — качественный русский авторский фильм, просто многосерийный. И, пожалуй, именно это и стоит иметь в виду, начиная (или не начиная) просмотр: весело не будет, легко не будет. Но будет убедительно и страшно.
«Выжившие» абсолютно не боятся острых разговоров на важные современные темы от участия ЧВК в сирийской войне до разлитого в каждом кадре вопроса об устойчивости и социальной ориентированности государства российского.
Если этот текст вам понравился, подписывайтесь на мой канал «Сериалы с Иваном Филипповым» — подробный гид обо всех сериалах, стоящих вашего внимания.