Вареньку крепкие мужские руки несли на кресле по всем залам под горячие рукоплескания. Качали виват, восторг видных представителей, рукоплесканье толпы - это было впервые в Петербурге. Да что там в Петербурге - в России впервые.
Ох, не ту даму феминистки взяли за идеал, ох не ту! Болтать то могут все, а вот такой как Варвара - далеко не каждая.
В Могилёвской губернии в бедной семье евреев родилась дочь. Скорее всего, писарь Синола записал не как дочь Нахама или Нахума, а для своего удобства и благостного звучания – Варвара дочь Нафанова.
Странно, но папаша-учитель не учил девочку ни читать, ни считать. Потом, когда матушка девочки покинула этот мир, а папаня привёл в дом мачеху, - какая учёба? Выжить бы.
Девочка мешала взрослым. Варенька сбежала от постоянных побоев и отправилась покорять столицу России. Ей не было и пятнадцати когда, едва живая, она попала на больничную койку в Царском Селе. После того как брюшной тиф отпустил девочку из своих цепких лап персонал больницы помог девочки найти работу в столице.
Чистота больницы, доброта персонала впечатлили девочку, она не видала такого в своей жизни, и она твёрдо решила связать свою жизнь с медициной. Однако путь к мечте всегда тернист. И Варенька пока служит в богатых домах помощницей. В одном из семейств мальчик-гимназист учит читать, но делает это не по азбуке, а по книгам. И чтение стало любимым занятием Варвары.
Где и как Вареньку встретил купчина Николай Кашеваров неизвестно, но пообещав девушке возможность учиться, женится на пятнадцатилетней красавице. Но... В общем, женишок обманул девушку. Зачем купчихе учиться? Пусть рожает да хозяйство ведёт. Варвара не стремилась стать матерью и на этом фоне свекровь превратила жизнь невестки в кошмар. Как итог - Максимилиановская лечебница для нервных больных. Выписавшись после лечебницы Варвара в купеческую семью не вернулась.
Свобода дала возможность учиться: Варвара поступает на курсы акушерок при родильном доме княгини Елены Павловны, затем Повивальный институт Санкт-Петербурга (сейчас Институт акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта)
За семь месяцев девушка изучила двухгодичный курс, экстерном прошла курсы по сифилидологии. Экзамены сдала блестяще, настолько, что девушку решили наградить ее годом содержания. Но Варвара просит заменить финансы на знания. Просила место в Медико-хирургической академии. На дворе 1862 год — год, когда императорским указом прекратился прием женщин в высшие учебные заведения. Но тут на поверхность всплывает бывшая родня: Кашеваровы. Обида жжёт, #душа черная желает отомстить девушке: доносят, что #девушка по происхождению еврейка и вообще жить должна в пределах черты оседлости.
Однако мир не без добрых людей. Вмешался в ход истории Оренбуржский генерал-губернатора Безак. Оренбургскому казачьему войску были нужны женщины для работы с мусульманками. С особого разрешения военного министра Д.А.Милютина, в виде исключения, Варвару зачисляют в Медико-хирургическую академию в качестве вольнослушательницы-стипендиатки. Стипендия назначена 28 рублей. Её специализацией стала венерология. Она же уже сдала экзамен сифилидологии, а среди башкир тогда был очень распространён сифилис.
Это зачисление произвело фурор в обществе. На сенсацию слетелись разного рода революционеры. Не до революций Варваре было - она стремилась помогать людям. Всяческие сомнительные и не очень кружки-компании - не для неё. Да и зачем какие-то эксы когда #медицина куда интереснее. У неё стипендия и думать где и на что достать хлеба, как в детстве, не надо. А за прекрасную успеваемость награждают премией.
Премия была потрачена не на новые платья, а на поездку в Прагу к знаменитому акушеру за новыми практическими знаниями.
Варвара не просто училась, она ещё и работает над научной базой. Из-под её пера выходит первая диссертация, первая в стране, на степень доктора медицины, посвященная теме женской онкологии. Дважды первая: по теме и автору. До Варвары Александровны никто серьезно не занимался этом направлением медицины.
Американка Софи Джек-Блэк в своей книге «#Женщины-медики» пишет:
«Когда ученый секретарь академии произнес ее имя, гром рукоплесканий студентов-мужчин заполнил зал, и шум продолжался несколько минут; затем, когда церемония закончилась, товарищи Кашеваровой, посадив ее в кресло, с триумфом и восторженными криками пронесли по всем залам».
Наука наукой, но Амур имеет свои планы на людей. И конечно анатомический театр был самым подходящим местом для встречи двух увлечённых наукой людей. Михаил Матвеевич Руднев, специалист-патологоанатом, профессор, очень подходящий человек на вакансию #муж для такой девушки. И конечно злобные завистники не могли оставить такой успех без своей желчи: распространяли #слухи, что работу за неё написал Михаил Матвеевич.
Несмотря на блестящую защиту, учёбу и поведение без нареканий - до аттестационных экзаменов её не допускают. К тому времени «Архив» Вирхова работу талантливой студентки уже опубликовал её статью, которой пользуются и до сих пор во многих руководствах по акушерству.
Опять хождение по мукам...
Но Варвара Александровна не стала бы пионером акушерства, если бы опускала руки. Она направилась к министру Милютину. Тот разгневался на учёных мужей. Заступились за девушку и такие светила как Сеченов и Боткин. В итоге экзамены были сданы на золотую медаль, диплом получен.
Но в Оренбуржский гарнизон Варвара Александровна не поехала. Опять не хотели прецедента. Если бы её зачислили в военный госпиталь - значило бы предоставить ей права государственного служащего - никак нельзя.
Когда Турция объявила войну России Кашеварова-Руднева собралась на фронт, но ей запретили.
Варвара Александровна выступает на международных медицинских конгрессах в европейских странах, в Америке, в Филадельфии. Публикует более 15 научных работ. Её везде принимают на ура. Кроме родной страны.
Её счастливой супружеской жизни было отмерено не много. Муж, Михаил Матвеевич, в возрасте 41 года скончался. И сразу началась откровенная травля. В газетах печатаются пасквили. Она судится, выигрывает, но травля не прекращается. Женщина вынуждена покинуть злобную столицу.
Она была пробивной, упёртой и талантливой. Однако заскорузлое общество вынудило её до конца дней работать сельским лекарем. Она совершила прорыв в #права женщин в обществе не словами, а делом. Правда, цена слишком завышена - здоровье. Она умерла слишком рано от тяжелого сердечного заболевания, чуть-чуть не дожив до шестидесятилетия.
Памятником ей остались научные труды, очерки автобиографические и повесть «Пионерка».
#женские истории #история #интересный факт