Сегодня речь пойдет о лечебном учреждении, название которого стало именем нарицательным и вошло не только в историю психиатрии, но и в художественную литературу. Итак, встречайте — легендарная Бетлемская королевская больница, более известная как Бедлам. История её уходит корнями в 13 век, а в её стенах произошло немало мрачных событий. В Бедламе в своё время проходили лечение такие знаменитые художники, как, к примеру, Луис Уэйн или Ричард Дадд. Впрочем, обо всем по порядку.
Итак, перенесемся в Лондон 13 века. На тот момент бытовало представление, что психические заболевания являются наказанием за грехи, и лечением душевнобольных занимались монахи. В общем-то, лечение сводилось буквально к "молись, постись, слушай радио "Радо… ", то есть, проповеди святого отца". Не были редкостью и телесные наказания.
В 1247 году шериф по имени Саймон Фиц-Мэри распоряжается построить близ монастыря психиатрическую больницу. По скудным сведениям, дошедшим до нас, Саймон был неплохим человеком и больным действительно сочувствовал. Больницу строят, пусть и относительно небольшую: на тот момент она включала в себя всего лишь 12 палат. Вот только строят ее над, внимание, выгребной ямой. Стоки регулярно засорялись, и надо ли говорить, что помещения больницы наполнялись запахом нечистот?
Многие жители Лондона, впрочем, с сочувствием относились к душевнобольным. Горожане жертвовали для пациентов одежду, продукты питания, какие-то предметы быта — однако до самих больных пожертвования не доходили. Им доставалось лишь то, что они могли выкупить, остальное же оседало в карманах у чиновников и персонала Бетлема.
Когда в 1403 году в больницу нагрянула комиссия, перед их взором предстало тягостное зрелище: как позднее напишут члены комиссии в отчёте, в больнице содержалось шестеро мужчин "mente caption" (скорбных разумом), а также было обнаружено "четыре пары кандалов, одиннадцать цепей, две пары колодок". Использовалось это, по всей видимости, для усмирения "буйных". Передача госпиталя в ведение короне также ничего принципиально не изменила, коррупция цвела пышным цветом, а условия содержания больных никто и не думал улучшать.
В 1598 году в Бетлемскую больницу нагрянет очередная комиссия, которая обнаружит, что больные существуют в антисанитарных условиях, к тому же, крайне истощены. Уже на тот момент слово "бедлам" в народных массах становится синонимом бардака.
В начале 17 века руководителем Бетлемского госпиталя впервые становится врач — человек по имени Хелкайа Крук, придворный медик короля Якова I. Казалось бы, человек весьма почтенный, уж он-то должен навести в Бедламе порядок… Ан, нет. И он проворовался. В итоге Крука отстранили от должности, обвинив в коррупции, отмывании денег и уклонении от работы. В 1676 году о больных все же по-настоящему позаботятся: наконец, вместо старого маленького помещения над выгребной ямой построят просторное здание.
Одно время в Бетлемской больнице устраивали массовые экскурсии. Как мы помним, психические расстройства считались наказанием за распутную и грешную жизнь, и всего за 2 пенса добропорядочный лондонец мог посмотреть, какая же кара его ожидает, буде он нагрешит. Так, один из посетителей писал: "Нигде более на земле не преподадут такого урока, как в этой школе страдания. Здесь мы можем узреть этих «мыслящих» существ, опустившихся ниже уровня насекомых. Сие способно побудить нас к тому, чтобы научиться умерять нашу гордость и держать наши страсти в узде, ибо вырвавшись на свободу, они могут изгнать рассудок из своего вместилища и уровнять нас с несчастными жителями сей обители горя". Однако на деле за морализаторством стояла банальная жажда зрелища. В иные дни на такие "экскурсии" собиралось до ста человек, и эта толпа пугала и дразнила душевнобольных. Вот что вспоминает другой очевидец: "Не меньше ста человек принялись безудержно носиться по помещению, дразня несчастных пациентов и насмехаясь над ними. Так что оскорбления этой ликующей толпы вызвали у многих горемык приступы ярости". Пройдет сто лет, прежде чем больницу, наконец, закроют для массового посещения.
В дальнейшем отличились ещё несколько докторов. Так, например, хирург Брайан Краутер, работая в Бедламе, вовсе не был заинтересован в выздоровлении и выживаемости вверенных ему больных. В те годы вскрытие за редким исключением было запрещено, а больница, подопечными которой никто особо не интересовался, предоставляла практически неограниченный доступ к "материалу". Как следствие, вместо заботы о здоровье пациентов, доктор интересовался все больше "изучением" мозга умерших больных, пытаясь выявить "причину безумия". У тогдашнего директора Бедлама, Джона Хаслама, были свои оригинальные взгляды на лечение психических расстройств. Он считал, что излечить душевнобольного можно лишь сломив его волю. Как следствие, пациентов мучили и истязали, якобы, для их же пользы.
Как мы помним, душевные болезни лечили строгим постом и телесными наказаниями. Также, вплоть до 19 века, продолжало существовать гиппократовское учение о четырёх жидкостях в организме: крови, чёрной желчи, желтой желчи и слизи. Если какой-то из жидкостей становится больше, человек заболевает. Так, считалось, что избыток чёрной желчи приводит к меланхолии (это слово буквально и означает - "чёрная желчь"), избыток крови же приводит к чрезмерной активности. Чтобы привести жидкости в равновесие, практиковали кровопускание, а также всевозможные слабительные и рвотные средства.
В 1814 году неравнодушный человек по имени Эдвард Вейкфильд, несмотря на чинимые ему препятствия, добьется права посетить Бедлам с проверкой и ему откроется жуткая картина: жуткая вонь, темнота, пациенты полуголые, закованы в цепи. Один из пациентов, мужчина по имени Джеймс Норрис, был скован цепью, которая уходила в отверстие в стене. Время от времени цепь дергали, так, что Норрис ударялся о стену. Вейкфильд поднял скандал. Наконец-то на ужасающие условия содержания больных в Бетлемской больнице обратили внимание.
Постепенно, стараниями неравнодушных граждан и парламента, выпустившего ряд законов, жизнь пациентов стала улучшаться. На дворе, между тем, был 19 век — прошло 6 столетий с момента основания Бедлама.
Автор - Алина Говенько