Как крестьяне представляли себе природу распространений заразных болезней и боролись с распространением эпидемий? Правда ли, что Советский Союз пытались построить по древним принципам равенства и общинного устройства общества? Можно ли провести параллели между обрядами славянской верви и некоторыми бессмысленными (на первый взгляд) порядками в СССР? Попробуем разобраться...
Центром устройства славянского этноса долгое время являлась община, потеснить которую из обихода, смогло лишь насаждение христианства римского образца. На землях южной-балтийских славян, это было католичество, навязанное с помощью кровавых крестовых походов. Адриатических славян опутало византийство, не слишком отличавшееся от римского варианта.
Дольше всего сопротивлялись восточноевропейские славяне. Начало экспансии византийского уклада положил князь Владимир в конце 10-го века, а окончательный перевод на римские догматы произошел под давлением польско-литовских ставленников Романовых. Но так ли это на самом деле? И где можно было обнаружить старинные обряды, берущие свое начало в дохристианские времена?
Продолжение, начало читайте в статьях: Параллельные мiры славян / Заветные обряды Славянского царства. Публикация подготовлена по материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова.
Славянская вервь
Напомню, что с усилением роли и влияния городов, естественным образом росло и влияние городской власти, возглавляемой сначала Вече и посадниками, а затем потомственными, самовластными князьями. Силовой захват управлением бОльшим количеством земель на Русской равнине варяжско-русской династией Рюриковичей, потребовал к началу 11-го века упорядочения отношений между населением и элитой.
В изданном Ярославом Мудром сборнике законов "Русская Правда", как один из резидентов упоминается Вервь, то есть община с действующей круговой порукой в отношении всех её членов. Интересно, что подобное наименование зафиксировано также у адриатических славян в Полицкой республике и своде ее законов "Полицкий статут".
Название это означает слово "веревка", но почему община называется, как бытовой предмет? И в чем заключается смысл круговой поруки членов общества?
Все дело в древнейшем обряде, характерном для всех славянских родОв - плетение верёвки, имевшим совершенно особенное значение для общин. В определенный день в общинном доме собирались все её члены, включая детей от 7 лет и дееспособных стариков. Каждая семья приносила свой вклад - конопляную (или крапивную) основу для плетения. Обязанности распределялись таким образом, чтобы участвовали абсолютно все.
Веревки плели без перерыва в течении всего дня, поэтому обряд именовался обыденным, то есть произведенным в течение одного дня. Ни в коем случае не допускалось наличие на верви узлов - считалось, что это знаки разлада и ссоры, их старались избегать даже на концах веревки. После окончания плетения, бОльшую часть оставляли для общинных нужд, а участникам нарезали необходимые куски.
Подобный этому, существовал обыденный обряд изготовления полотенца, части которого широко использовалось как в повседневной, так и в обрядовой жизни общины. Украшенные вышивкой с ведическими символами и родовыми знаками полотенца, вывешивались в окнах изб по праздничным дням, висели в красном углу каждого дома, сохранившись там и во времена христианства наряду с иконами.
Такие полотенца развешивали в священных рощах, подавали на них хлеб-соль, использовали практически во всех ритуальных, сакральных действиях. Наверняка многие из читателей помнят, что вплоть до недавнего времени, гроб опускали в могилу именно на полотенцах и это тоже отголосок общинных порядков с использованием обыденных вещей.
Таких обрядовых обыденных ритуалов было множество и все они были призваны не просто сплотить общину, но настроить их личные вибрации на одну волну. И эта общность, единение людей и было самым главным смыслом круговой поруки, хотя ее экономическую и организационную часть также никто не отвергает.
Но главная суть объединения лежит в энергетике, вибрациях, ветрах - как говорили крестьяне. В этом качестве, круговая порука - это общая ответственность за закладные поступки каждого из членов сообщества, для его успешного перехода к родительскому статусу и бессмертию на том свете. Все остальные смыслы второстепенны.
Вибрации против эпидемий
Характерным примером роли общинности и представления крестьян, может служить их отношение к эпидемиям, временами навещавшими российские просторы (подробнее читайте в статье Три самые страшные эпидемии царской России). В наше время всем понятно, что самый сильный удар заразные заболевания наносили в скученных городах, но селам тоже доставалось не слабо.
Как назывались эпидемии в народе, мы помним еще до сих пор - поветрия. Это прямая отсылка к пониманию природы эпидемий и распространению их по ветрам/вибрациям, которые присущи всему живому в этом мире. Боролись с заразой крестьяне тоже по своему. Считалось, что тяжелый физический труд блокирует восприимчивость и излучение вибраций человеком.
Исходя из этого постулата, чтобы не пустить в себя болезнетворную вибрацию/ветер, крестьяне лучшим средством считали повседневный тяжелый труд, причем любой и желательно коллективный. Надо ли пояснять, в какой ужас приходили образованные доктора того времени? Все их попытки пойти в народ и попытаться разделить людей, а именно изолировать их друг от друга, обособить - встречали ярое сопротивление.
Сами того не понимая, доктора и власти, посягали на самое святое в жизни и мировоззрении крестьян, то, на чем строился весь их мир! И всякий отказ выполнять предписания докторов и чиновников, воспринимался, как проявление дремучей отсталости, необразованности и мракобесия. Власть уже тогда совершенно не понимала свой народ, но вскоре случились события, которые могли изменить этот тренд...
Социальный эксперимент
А. В. Пыжиков осторожно предполагал, что строительство СССР на его ранних этапах, можно отнести к попытке реализации масштабного эксперимента устройства государства по общинным принципам. За это он подвергался особенно жестокой критике, вплоть до прямых оскорблений. Особенно удручает то, что его пояснений никто не слушал, рациональное звено в них видеть никто ни не пытался. А оно между тем есть.
Профессионально занимаясь периодом создания государства рабочих и крестьян, историк работал в архивах. Он досконально изучил времена прихода Сталина к власти и его борьбу с сильными группами троцкистов, бухаринцев и зиновьенцев, представлявших интернационал. Этим людям было глубоко плевать на Россию, народы ее населявшие и заниматься их благополучием, они на стремились совершенно.
Их единственной задачей являлась мировая революция и число жертв брошенных в топку, для продвижения по этому пути, их ровным счетом не волновало. Сталин, по утверждению А. В. Пыжикова, стоял особняком и вынужден был искать себе опору для продвижения по иерархической лестнице. Нашел он эту опору в среде людей, которые относились к коренным русакам, а многие из них имели и вовсе староверские корни.
Это совсем не значит, что октябрьский переворот - проект староверов, но факт борьбы интернационалистов с представителями носителей коренных принципов веры и мировоззрения, по мнению А. В. Пыжикова неоспорим. И он доказывал этот тезис на биографиях приближенных к Сталину людей, на заре советской власти. Интернационалисты в итоге, как мы знаем, были изжиты и государство стали строить, во многом, по уже знакомым нам принципам общины.
Известная идеологема того периода "люди, это винтики государственного механизма" - прямая отсылка к роению, идеологии роя, муравейника или общины/верви, объединения на принципе круговой поруки. Даже сам этот термин, стал широко применяться именно в советские времена, правда с отрицательной наполненностью. Все попытки советской власти выровнять уровень жизни и доходы, исходили из устоев общины.
Кассы взаимопомощи трудовых коллективов - это совсем не советское изобретение, так поступали члены общин, давая деньги для начала какого-то дела, неким образом подъемные, общественную "ношу", отдав которые, человек сбрасывал эту "ношу с плеч". Смысл поездки в колхозы одним днем (обыденное дело), тоже очень похож на попытку (обряд) не просто сплочения коллектива, но его настройку друг на друга.
Экономической пользы, как вы понимаете, от таких выездов было крайне мало, если не наоборот. А поездки студентов сразу после поступления? Выборные из коллективов, профсоюзы, общественные организации, например пионеры и комсомольцы, которые в период перестройки не пинал, разве уж совсем ленивый, были (на мой скромный взгляд) излишне политизированы, но не имели другой цели, кроме как дать навыки жизни в общине и более крупно - в обществе!
Совсем другой вопрос, как получилось реализовать на практике хорошие, достойные и полезные сами по себе идеи, но на мой взгляд, понимание их сути, только добавляет положительных оценок. Но подробно об этом попробую рассказать уже в следующих публикациях по материалам доктора исторических наук, профессора А. В. Пыжикова, а значит, продолжение следует.... ©
Оригинал и полный текст статьи, читайте на сайте Великая Евразия.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу "Вера наших предков. Неизвестные страницы". Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга "печать по заказу".