Найти тему

«Земля кротких». Какую землю наследуют кроткие? Заглянем в Отровение Иоанна Богослова

Оглавление

Привет, друзья. Иисус Христос Бог-Слово – вторая Ипостась Святой Троицы – открыл людям много божественных истин, дополнив и расширив учение, данное ранее еврейскому народу через пророков.

В Нагорной проповеди, Христос произносит так называемые «заповеди блаженства», - последовательность неких истин, которые начинаются со слов «блаженны», или в греческом тексте «счастливы» (макариос)

Среди девяти заповедей блаженства предлагаю рассмотреть заповедь: «блажены кроткие»

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5)
https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/Mt?5
https://www.bible.in.ua/underl/index.htm?NT/Mt?5

Слово "гин" (γῆν) - земля -в древнегреческом языке использовалось и в значении земля как планета (Гомер, Платон, Плутарх). И в значении земля как стихия (Аристотель). Софокл словом "гин" обозначает поверхность земли, или мир в целом. Использовался данный термин и как просто обозначение земли, суши (Ксенофонт, Фукидид) [1]

Давайте посмотрим, как толкуют эту заповедь святые отцы.

-2

Святые отцы о "земле кротких"

Иоанн Златоуст пишет, что обещание земли Христом - это обещание реальной "чувственной" награды. При этом это не только некой земли в настоящем, но и обещание неких будущих благ: "Однако, в Своих словах Он не ограничивает наград настоящими благами, но вместе предлагает и будущие".[2]

Григорий Нисский предполагает, что заповеди блаженства представляют как бы ступени восхождения, от одной заповеди к другой. И замечает, что обещание земли должно быть прежде обещания небесных благ (если бы Христос обещал некий земельный участок в этой жизни). Но дальше говорит, что здесь надо понимать некую небесную землю: "Но если окрылимся несколько словом, и станем на самом хребте небесного свода; то найдем там небесную землю, уготованную в наследие жившим добродетельно"

Лука Крымский замечает, что наследие - это не есть данная земля, которая сгорит (2 Пет. 3:10), но земля иная, новая, и жизнь вечная.

Преп. Максим Исповедник, дает интересую трактовку. По его мысли "земля" - это непоколебимый и неизменный навык, [внутренняя] сила и непреклонность в добре

Иоанн Кронштадтский, же считает что эта заповедь говорит и том, что кроткие насладятся долгоденствием и прочими благами как здесь на земле, а главное, — что они получат обетованныя от Бога, любящим Его, блага на земле живых, т. е. на небе.

Новая земля и новое небо

Мы видим, что единого понимания у святых нет. Мнения расходятся: от образного понимания приобретения навыка в добре, до "земли небесной" - Царства Божиего. Однозначно можно сказать, что Христос хвалит кротость, и обещает получение некой награды. Можно ли трактовать данное обетование образно? Можно. Но если предположить, что Христос говорит о реальной земле, то может ли это быть обещанием земли, которая сгорит? (2 Пет. 3:10) Не думаю.

Большинство толкователей объясняют "землю кротких" как некое благо жизни будущей. А из Откровения мы знаем, что когда земля и все дела на ней сгорят, явится новое небо и новая земля (Откр 21:1). Может быть, именно о этой, новой земле говорит Христос?

Мы видим, как в другой заповеди блаженства Христос упоминает Царство Небесное, не завуалированно, а прямым текстом.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф 5:3)

И не понятно, почему кротким обещается нечто подобное, но уже завуалированно? Логично если и Царство Небесное из первой заповеди блаженства и земля из третей заповеди являются прямым указанием, а не образом и метафорой. И как Бог всемогущий и всеведущий Христос обещает вечные блага. Блаженны кроткие, они будут жить на новой земле, ставшей райским садом. Видимо, там же будут восстановлены и животные, как было показано в видении пророку Исаии

Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нём более голос плача и голос вопля.
... И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь. (Ис 65: 17-25)
-3

Хотя, конечно, возможны и другие трактовки.

А.С. (Мефодий+)

-4
1 значение слова "гин" https://probible.ru/el/?bookid=470&chnum=5
2 толкование на Мф 5:5 http://bible.optina.ru/new:mf:05:05

#православие #христианство #христос #заповеди блаженства #блаженны кроткие #мефодий+