Быть художником — значит искать. Быть хорошим художником —значит исследовать. Быть мастером — значит осмысливать...
Давным-давно, ещё в эпоху монгольских завоеваний, жил в Китае один талантливый живописец. Его пейзажи были великолепны. Их превозносили поэты, скупали вельможи и ценили даже северные варвары. И немудрено. Ведь в них сплетались мудрыми мыслями иероглифы ветвей, парили над облаками вершины гор, дышала негой озёрная гладь... В них было всё, что любо глазу и сердцу человека. Не было только изображений самих людей... Однажды художника спросили: «Скажи нам, мастер, почему ты не пишешь на своих картинах человека?» И тогда старый живописец сказал: «На моих картинах нет людей, потому что там есть их судьбы».
Вы спросите: «К чему эта притча в статье о современном отечественном живописце?» С радостью объясним всё и по порядку.
Пейзажистов на белом свете было, есть и будет много. Очень много. А вот красота нашего мира (простите за жестокую правду) — ресурс исчерпаемый. Поиск свежести и новизны среди тысячекратно скопированных ландшафтов — задача едва выполнимая. Старателей от мира живописи, ищущих свой Эльдорадо, иногда спасает удача, профессиональный подход и преданность делу. Но продавая зрителю ностальгию, они год за годом ускоряют инфляцию эстетики. В итоге, благодаря их стараниям (но против их воли), родился модерн. Какая ирония...
К тем, кто способен не просто констатировать, но ещё и анализировать феномен восприятия природной гармонии, успех приходит гораздо чаще. В их работах чувствуется пульс настроения, дыхание цвета, течение времени по венам сюжета. Хороший художник способен заинтересовать, повести за собою вглубь композиции, дать новый опыт. Удивить неожиданным раскрытием давно знакомых идей и «не закончиться» на выходе из галереи, провожая зрителя долгим послевкусием встречи с чем-то по-настоящему прекрасным.
Ну а мастер... Мастер выпускает пойманные мысли из золотой клетки жанра. И любуется ими вместе со зрителем. Мир живописи для него совершенно открыт. Границы стилей — условны, рамки контекстов — растяжимы, «четвёртые стены» — отсутствуют. Однажды он просто отказался от них как от вредных привычек. И с тех пор его картины перестали размениваться на ответы запросам, предпочитая вместо этого превосходить ожидания.
Евгений Викторович Ромашко — безусловный мастер. Медитативность подачи и рельефность символизма, чуткий психологизм и прямота художественного высказывания соседствуют в его работах естественно и достоверно. Будто русская школа академической живописи и восточноазиатская традиция символизма решили раз и навсегда перешагнуть все мыслимые границы, заключив тайный союз с импрессионизмом. Чтобы в каждом произведении заново отыскивать точку равновесия эмоций и смыслов, делая каждое полотно уникальным. Удивлять, делая привычное прекрасным, мягкое — выразительным, утончённое и хрупкое — близким и понятным.
На полотнах художника Ромашко редко встретишь человеческие образы. И всё же каждая его картина — именно о человеке. Точно так же, как некогда каждая картина великого китайского художника эпохи монгольских нашествий была о его современниках. Оба героя нашего рассказа стали мастерами живописи, «перерастая» этап простого копирования, а затем и вдумчивого исследования окружающего мира. И оба они сознательно отказывались говорить о человеке путём прямого (или как минимум — явного) изображения последнего. Пустой сквер, исполосованный «запрещающими» косыми линиями дождевых капель на картине Ромашко — это символ несостоявшегося свидания. Яркие цветы на фоне старинного фасада деревенского дома — момент безмятежного счастья и глубочайшей ностальгии, выведенный за рамки момента времени. Стройная вертикаль архитектурных доминант в окружении прохладных тонов утреннего города — выражение готовности двигаться навстречу новому дню. Всё это по сути не нуждается в комментариях и попадает в наши сердца по трансцендентным тропам подсознания. Всё это — судьбы невидимых героев художника, профессора МГОУ Евгения Викторовича Ромашко, переосмысливаемые по-своему каждым новым зрителем.
Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Будем рады новой встрече с Вами, уважаемый читатель. Подписаться