Найти тему

Почему не все побеждают в киберспорте


Киберспорт новая дисциплина, во многих странах, ещё не существует федерации киберспорта, а соответственно и нет правил, определений и нормативных требований к тому, каким он должен быть. Нет четко прописанных критериев, по которым можно проводить селекцию игроков.

Работая больше года с киберспортменами, я выделила 3 типа игроков (это же подтвердили и мои коллеги, работающие с киберспортменами, на одном из наших консилиумов, где мы разбирали насущные проблемы киберспорта). Это те, кто завершив спортивную карьеру, в большом спорте, пришёл в киберспорт, те кто пришёл в киберспорт, потому что просто нравится играть и те, кто сбежал от реального мира, от проблем со сверстниками и родителями в мир компьютерных игр.

Первая и вторая группа киберспортсменов (бывшие профессиональные спортсмены), и те кто пришёл в киберспорт с любовью к играм, самые лакомые спортсмены, с ними легко выстраивать систему подготовки. У первых легко выстроить тренировочный режим, они выросли в этом. А вторые легко ориентируются в игре, но более способны к быстрой адаптации к режиму тренировок.

Третья группа, самая сложная. С ними сложно выстроить командную работу. Не научившись общаться с людьми в реальности, убежав от проблем в мир игр, они не избежали проблем в общении с тимейтами.

Дело в том, что в начале пути, играя в пабликах, до того момента как их заметят в профессиональной команде и предложат контракт, они не сильно ощущают проблемы в коммуникации. Потому что, играя с временными сокомандниками, не нужно выстраивать долгосрочные отношения, не нужно учиться договариваться, решать конфликты. Проблема с которой сталкиваются киберспортсмены из такой группы - это неумение говорить, просить о помощи, говорить четко и внятно, чтобы было понятно другим. Во время игры нет времени обмусоливать, нужны быстрые, четко выстроенные фразы. Я их называю алгоритмами.

Ещё одна причина трудности в коммуникации - это непроработанные травмы из прошлого неудачного опыта. Что это значит?
Приведу пример на беге. Представьте, что однажды вы решили пробежать марафон. До этого вы особо никогда не бегали, возможно иногда и то за троллейбусом. И вот вы вышли на дистанцию и начинаете бежать, вдруг у вас сильно начинает болеть голеностоп, вы не обращаете внимание продолжаете бежать. Возможно вы даже остановились, боль поутихла и вы снова продолжили бежать… но боль появляется снова и вы уже бежите прихрамывая… если в этой ситуации не обратится к врачу, то проблема не исчезнет и может привести к надрыву связок, деформации стопы и другим проблемам, из-за которых вы точно никогда не сможете пробежать марафон. На приеме у врача выясниться, что когда-то давно, вы подвернули ногу, она у вас немного поболела и прошла, а вы благополучно об этом забыли.

С психикой все тоже самое. Однажды будучи ребёнком, человек оказавшийся в сложном конфликте, например, ругались между собой родители, не понимая, что происходит, испытывая сильный стресс , он пытался им помочь. Разрешить конфликт у него не получилось, но психологическая травма у него осталась. Он о ней забыл… спустя несколько лет пришёл играть в команду, но каждый раз когда тимейты начинали между собой ругаться, срабатывал триггер (старая травма) и спортсмен уходит в тильт. Он перестает слышать и видеть других, на несколько минут он выпадает из игры - занимается своими действиями, чаще всего просто бездумно погибает. Каждый раз, он пытается совершить новую попытку, в надежде, что у него получится изменить ситуацию, но это словно замкнутый круг… ситуация повторяется снова и снова. Чтобы ее изменить, нужно обратится к специалисту - психотерапевту, или клиническому психологу, который поможет с ней справиться, психологи говорят «проработать». Стоит возникшую проблему «проработать» и ситуация в игре измениться, а со временем выработается и закрепиться новая устойчивая модель поведения.

Я специально, так детально описала пример, чтобы было понятно, насколько сложный и длительный процесс работы с третьей категорией игроков. Здесь важно понимать, что таких непроработанных ситуаций у одного спортсмена может быть много.

Следующий важный этап в подготовке киберспортсменов - это обучение «технике бега», пишу в кавычках, потому что на примере бегуна, гораздо проще объяснить чем занимаются психологи в подготовке спортсменов.

Итак, чтобы научиться побеждать, недостаточно просто играть в игру, необходимо освоить не только технику, но и умение распределить ресурсы (свои силы) на всю дистанцию, разбирать свои ошибки не в пустоту, для галочки, а так, чтобы они больше не повторялись (и сказать: «я так больше не буду» - не достаточно, это так не работает)- это определенный алгоритм действий для формирования новой нейросети.

Важно научиться управлять своими эмоциями, состояниями, чтобы «не перегореть» перед важным турниром. И самое сложное - это выстроить алгоритмизированную работу (построенную из коротких фразах, понятных каждому и сказанных только по делу, не засоряя эфир). Вот в этой части работы подключается спортивный психолог.

Еще одна важная проблема с которой сталкиваются киберспортсмены - спортивная дисциплина. Если профессиональные спортсмены привыкли жить в определенном режиме с детства, то для киберспортсменов - это становится пыткой, вводить режим очень сложно, постоянно происходит саботаж, начиная от тренеров до самих игроков.

Приучать к режиму необходимо постепенно, вводя поэтапно, формируя новую привычку. Исследование крови игроков, с которыми мне довелось работать, показало низкое содержание дофамина, недостаточное кровоснабжение мозга. Причины скрыты в неподвижном образе жизни- игроки большую часть суток проводят за компьютером, некоторые месяцами не выходят на улицу. Неправильная посадка за компьютером, отсутсвие физических нагрузок, недосыпание, приводит к искривлению шейного отдела позвоночника (что мы тоже выявили при обследовании ребят), это вызывает плохое кровообращение в головном мозге , в последствии приведёт к постоянным головным болям (некоторые уже жалуются).

Изучая рацион питания, я обнаружила, что ребята получают недостаточное количество белка, их пища преимущественно углеводная, что влияет на их работоспособность (быстрее устают) и недостаточную выработку дофамина (позитивные эмоции).

Чтобы стать полноценным профессиональным игроком, управлять своим состоянием и процессами во время игры, киберспортсмену необходимо выстроить полноценный режим дня (сбалансировать работу и отдых), опираясь на свои биоритмы и в соотвествии с общим режимом команды, отрегулировать своё питание, освоить методы саморегуляци, управления состояниями (и другие психологические инструменты, необходимые профессиональному спортсмену), регулярно посещать психолога или психотерапевта, заниматься физическими нагрузками (посещать тренажёрный зал, бассейн).