Сиде часто называют «археологической жемчужиной» Турции: история города, расположенного на берегу Средиземного моря, насчитывает не одну тысячу лет.
Современный турецкий Сиде — место притяжения сотен тысяч туристов. Многие из них с удивлением обнаруживают тут древнегреческие и древнеримские постройки: например, самый большой сохранившийся амфитеатр в Турции и величественные колонны на самом берегу моря — то, что осталось от храма Аполлона, построенного ещё во 2 веке до н. э.
Анатолийский «гранат»
Сиде, как писал Страбон и некоторые другие античные историки, основали греческие переселенцы примерно в 7 веке до н. э. Исследователям было несложно догадаться, что покровительницей города считалась богиня Афина, — именно её лик украшал монеты, которые чеканились здесь.
Местные говорили на своём сидетском языке, поэтому и название города, по всей вероятности, происходит от анатолийского слова, которое означает «гранат», считавшийся в то время символом плодородия.
Большое преимущество древнегреческого Сиде — его расположение. Природная география позволила создать в городе очень удобную гавань для небольших судов.
Александр Македонский и Ганнибал
Александр Македонский занял Сиде в 334 году до н. э. Великому полководцу даже не пришлось сражаться — город сдался ему без боя. Александр прежде, чем отправиться в большое путешествие на восток, распорядился оставить здесь только один гарнизон, этого оказалось достаточно. Взятие города ознаменовало собой второй период расцвета эллинистической культуры в Сиде: вплоть до 1 века н. э. она процветала на Анатолийском побережье.
Сложные времена наступили для Сиде после смерти Александра Македонского: город попал под контроль одного из его генералов, Птолемея I, объявившего себя также и царем Египта. Впрочем, династия Птолемеев правила здесь недолго, уже во 2 веке до н. э. город был захвачен империей Селевкидов, которая тоже не смогла долго удерживать Сиде. Другой великий полководец, Ганнибал из Карфагена, проигравший римлянам Вторую Пуническую войну, вынужден был бежать и нашёл пристанище в армии Антиоха Великого — царя Селевкидов.
Несмотря на переходящее из рук в руки правление, городу каждый раз удавалось сохранить за собой некоторую автономию.
Нашествие пиратов
Именно в момент расцвета Сиде сюда нагрянули киликийские пираты: сопротивляться им горожане не смогли — местный флот и рынки оказались в руках завоевателей. Буквально в одночасье от былой славы города, прослывшего культурным центром, не осталось и следа — Сиде превратился в одну из главных точек работорговли во всём Средиземноморье. Торговля невольниками велась прямо на Агоре — центральной площади города, имевшей квадратную форму.
Документов, которые бы свидетельствовали о том, как жил город, находящийся во власти пиратов, по понятным причинам практически не сохранилось.
С приходом римлян начался второй расцвет Сиде: почти все древние монументы и статуи, сохранившиеся в городе, появились именно в это время. Возобновили здесь и традицию чеканки монет — в городе снова начал работать монетный двор. В амфитеатре, который вмещал практически 20 тысяч человек, богатые купцы устраивали шикарные представления и гладиаторские бои. Лучше всего в ту эпоху шла торговля оливковым маслом, которого на анатолийском побережье производили в избытке — им снабжали все Средиземноморье. Население Сиде, по оценкам историков, достигло тогда практически 60 тысяч человек.
Город в упадке
В седьмом веке центральную часть Сиде уже окружали мощные стены, однако даже они не смогли сдержать горцев, которые то и дело совершали набеги с Таврских гор. В то же время арабы атаковали город с моря.
Сиде стоял под усиливающимся натиском врагов ещё на протяжении нескольких столетий, но жители не готовы были сопротивляться бесконечно — многие из них уехали в соседнюю Анталью. В итоге арабы во время очередного нашествия полностью сожгли город, уничтожив почти все здания. Полное разрушение закончили несколько землетрясений, произошедших в 12 веке.
Территория, на которой раньше был древний Сиде, была необитаемой вплоть до конца 19 века: редкие путешественники, которых по непонятным причинам заносило сюда, называли его «обителью призраков». Новая жизнь Сиде началась только в 1895 году, когда на месте города турецкие переселенцы с острова Крит основали небольшое поселение Селимийё.