Привет-привет, это Саша, ваш кинокритик в Дзене. После «Игры в кальмара» корейское кино снова на волне (как после победы «Паразитов» на Оскаре в 2020). Все о нём говорят. Преимущественно про корейские сериалы, дорамы, но и про фильмы тоже.
Я современное корейское кино очень люблю. Оно богато на мастеров-режиссёров и сценаристов, которые не боятся экспериментировать и смешивать жанры. Иногда получается уж слишком странно для нас, но стоит чуть привыкнуть к корейской подаче истории, и вас увлечёт.
Предлагаю шесть фильмов, которые очень постепенно и аккуратно погрузят вас в корейский стиль, а после них уже можно спокойно исследовать новое самому.
Вторжение динозавра (2006)
С названием этой фантастической драмы приключилась какая-то глупая история. На корейском фильм буквально называется «Монстр»/«Чудовище», в английском варианте — «Хозяин», а русские переводчики решили размахнуться (любим мы такое) и окрестили «Вторжением динозавра». Почему динозавр? Откуда? Видимо, захотелось масштаба.
Никакого динозавра в фильме нет. Есть речное чудище, которое пожирает людей. Но это только затравка, чтобы набрать классы. Главная история не про монстра, а про людей. Драма отцов и детей, проблема принятия ответственности за свою жизнь. Поэтому не спешите воротить от фильма нос, подумав, что это какая-то попытка повторить «Годзиллу» или подобный экшн. На самом деле «Вторжение» — доброе семейное кино с ноткой азиатской грусти. Можно даже с мамой смотреть.
Паразиты (2019)
Про «Паразитов» наверняка слышали. Даже в этом тексте я про них уже успел сказать в самом начале. Тот же режиссёр, что в 2006 снял «Вторжение динозавра» (Пон Джун Хо его зовут, запомните), за 13 лет добрался до кинематографического Олимпа. «Паразиты» — первый в истории неанглоязычный фильм, получивший главный «Оскар».
Достижение значительное, но не зацикливайтесь на премии. Любая победа — это череда случайностей и удач. В «Паразитах» Джун Хо смог даже без компьютерных монстров создать достаточно развлечения, чтобы увлечь, а потом метафорами рассказать про социальное расслоение и классовое неравенство. Серьёзно, фильм заменяет месяц школьных уроков обществознания.
Объединенная зона безопасности (2000)
В предыдущем говорили про общество, теперь про историю. Северная и Южная Кореи разделились больше 70 лет назад. Между ними граница — демилитаризованная зона — почти ровно проходящая по 38 параллели. С одной стороны — южнокорейские солдаты, с другой — северокорейские. Две части одного народа. Могут ли они снова понять друг друга? А если кто-то и сможет, то не станет ли он сразу предателем в глазах своих друзей?
Воспоминания об убийстве (2003)
«Воспоминания» — необычный детектив, в котором русские зрители увидят 90-е (а может и современность). Коррумпированная полиция, жестокие убийства, общий тлен и безнадёга. Снова Пон Джун Хо. До «Паразитов» это был его самый известный в мире фильм.
Служанка (2016)
Мой любимый фильм из подборки, но я понимаю, что многие не смогут его смотреть спокойно. «Служанка» рассказывает захватывающую историю предательства и отчаяния, но затрагивает столько запретных тем, что Роскомнадзор мог бы трижды поставить маркер 18+. Опять, жанр фильма определить почти невозможно — это лихой триллер, детектив, историческая драма, мелодрама, даже ужасы в какой-то мере. Бесконечное уважение Пак Чхан Уку — у него ни одного промаха в карьере, только величие (только в этом списке от него «Олдбой», «Служанка» и «Объединённая служба безопасности»).
Олдбой (2003)
Странно рассказывать, «Олдбой» — уже классика. Причём не только корейская, мировая. В 2014 даже сделали западный ремейк со звёздами (Джош Бролин, Элизабет Олсон, Сэмюэл Л. Джексон), но он провалился. Да, сразу хочется сказать, что Восток — это Восток, а Запад — это Запад, и никогда им не понять друг друга. Но мой аргумент обратный. Весь список показывает, что хорошие истории универсальны и понятны всем. Да, стиль может отличаться, форма. Но к форме можно привыкнуть. Форму можно принять. И если вы сделаете это усилие, то откроете для себя небо в алмазах.