Скандинавские викинги, будучи налетчиками и колонизаторами одновременно, очень существенно повлияли на европейскую историю. Но мало кто знает, что будучи уже формально крещенными они даже организовали свой крестовый поход. В XI веке наступает так называемая эпоха конунгов-викингов - последняя часть эпохи викингов. Официально считается, что она заканчивается с гибелью Харальда Сурового (Харальд Хардрада) в 1066 году в битве при Стэмфорд Бридж в Англии. Но на самом деле морские походы после этой даты вовсе не прекратились, а в начале XII века норвежцы даже организовали свой собственный крестовый поход. И проходил он по всем правилам походов викингов. О нем то и пойдет речь в моей новой статье.
23 августа 1103 года умер конунг Норвегии Магнус III, он же Магнус Голоногий. У него было два законорожденных сына - Эйнстейн (старший) и Сигурд (младший). Магнус при жизни не выбрал из них одного наследника, который бы наследовал все его владения. Сыновья должны были править совместно. Старший - Эйнстейн, больше тяготел к государственной деятельности и был неплохим хозяйственником. Более юный Сигурд наоборот тяготел к военному делу и походам. Совместное правление могло бы привести к их скорой ссоре, но Сигурд горел желанием отправится в крестовый поход в Святую Землю. Эйнстейн, возможно надеясь, что брат там либо останется навсегда, либо вообще погибнет и страной он станет править единолично, охотно помог брату собрать и снарядить войско.
Сигурд и его люди отплыли из Норвегии осенью 1107 года. В поход отправилось как описано в саге около 5000 человек на 60 кораблях. На самом деле цифра скорее всего несколько завышена и по видимому в войске Сигурда было около 3000 человек. Осенью они добрались до Англии, где в это время правил Генрих I, который являлся сыном Вильгельма Завоевателя - то есть дальним родственником норвежских конунгов. Он организовал довольно радушную встречу и Сигурд и его люди провели зиму в Англии, а весной 1108 года отплыли дальше.
Через несколько месяцев они достигли христианского города Сантьяго-де-Компостела в Галисии, где местный правитель разрешил им остаться на зиму. Однако зимой у местных жителей начал сказываться недостаток припасов из-за неурожайного лета, и местный феодал, поначалу обещавший Сигурду припасов на всю зимовку, запретил продавать норвежцам продовольствие и товары. Сигурд возмущенный обманом, атаковал замок феодала и разграбил всё, что смог там найти.
Пополнив таким образом запасы войско Сигурда двинулось дальше. Когда флот норвежцев уже двигался вдоль мусульманской части Пиренейского полуострова он был атакован пиратами. Мусульманские пираты видимо не поняли кто перед ними, за что и поплатились. Сигурд повел свой флот прямо на пиратов и в процессе сражения захватил восемь кораблей, после чего пираты поспешили убраться восвояси.
Затем флот Сигурда дошел до Аль-Андалус, где возле Синтры находился замок местного мусульманского правителя. Сигурд предложил его обитателям принять крещение, мусульмане естественно отказались, после чего были атакованы норвежцами и перебиты. Замок был разграблен, а флот Сигурда отправился дальше. Подойдя к Лиссабону Сигурд опять предложил его обитателям принять крещение. Мусульмане опять отказали норвежцам. Суровые северяне пошли на штурм.
Тут они выиграли третье сражение и добыли богатую добычу.
Викинги видимо вошли во вкус, так как после этого они атаковали еще один замок мусульман, предположительно — в районе Алкасер-ду-Сал. Они убили столько людей, что город остался практически пуст, добыча также была большой.
После этого флот Сигурда двинулся к Гибралтарскому проливу, где опять был атакован мусульманскими пиратами. Пираты столкнувшись с викингами опять вынуждены были ретироваться понеся большие потери. Норвежцы поняли, что средиземноморские пираты, ранее наводившие ужас на всех, для них не так уж и страшны и решили напасть на пиратов сами. Гнездом пиратов были Балеарские острова, туда и направились суровые северяне.
Одной из самых больших и укрепленных пиратских баз был остров Форментера. Крепость пиратов на острове представляла собой по сути укрепленную систему пещер с двумя основными выходами - на вершине горы и внизу.
Согласно сагам, первые приступы были для норвежцев неудачными. Пираты, считая свою крепость неприступной, надсмехались над викигами и дразнили их золотом, спрятанным в крепости. Но как показало недалекое будущее надсмехаться над викингами и дразнить их золотом - очень плохая затея.
Ночью часть воинов Сигурда незаметно для пиратов поднялась на гору и захватила верхний выход из крепости. И хотя пираты завалили проход вниз, Сигурду этого было и не нужно. Оставшиеся его воины навалили сухой травы и веток недалеко от нижнего входа и подожгли. Дым стало затягивать в пещеры, а пираты не имея возможности подняться вверх стали там задыхаться. В итоге Сигурду удалось с минимальными потерями захватить одну из самых сильных твердынь средиземноморских пиратов.
После этого норвежцы атаковали другие пиратские базы: Ивису, а затем - Менорку, оба раза успешно.
Согласно сагам, после этого Сигурд хотел идти на главную пиратскую твердыню - остров Мальорку, но его военоначальники сказали ему, что уже награблено столько добычи, что взяв Мальорку трофеи попросту некуда будет грузить.
Весной 1109 года норвежцы достигли Сицилии. Там правил Рожер II - дальний потомок викингов, осевших когда то в Нормандии. Он как и Английский король очень хорошо принял своих дальних родственников. Проведя на Сицилии около года, отдохнув и пополнив запасы, войско Сигурда двинулось наконец в Святую Землю.
Летом 1110 года крестоносцы наконец достигли Палестины (высадившись в Акре либо в Яффе), и отправились в Иерусалим, где встретились с королём Балдуином I. Балдуин вместе с Сигурдом съездил к реке Иордан, норвежцев одарили священными реликвиями.
Когда король Балдуин пошёл на мусульманский город Сидон, Сигурд отправился с ним вместе со своими людьми и участвовал в осаде. Город был взят, и была образована Сеньория Сидона.
Из Палестины Сигурд и его люди отплыли на Кипр, где задержались на некоторое время, оттуда отплыли в Грецию. В Греции они дожидались нужного ветра, чтобы прибыть в Константинополь с наполненными парусами и произвести этим сильное впечатление на византийцев. Когда они достигли Константинополя, то паруса кораблей идущих колонной один за другим слились в один, посмотреть на этот флот вышел весь город, включая императора Алексея I. Сигурд был принят императором как равный. Часть войска Сигурда осталась в Константинополе, чтобы служить в варяжской страже. А Сигурд обменяв корабли на лошадей и повозки отправился домой по суше.
Обратный путь Сигурда занял предположительно три года. Он проехал Болгарию, Венгрию, Паннонию, Швабию и Баварию, где встретился с императором Священной Римской империи Лотарем. Затем он достиг Дании, где его приветствовал король Нильс, предоставивший корабли для возвращения в Норвегию.
Так норвежский конунг-викинг Сигурд окончил свое путешествие по сути вокруг всей Европы, не проиграв ни одного сражения, посетив Святую Землю и встретившись с императорами обоих римских империй.
Примечательно, что Сигурд после этого правил в Норвегии вместе со своим братом и междуусобица между ними так и не вспыхнула. Конунг Норвегии Сигурд I был женат на дочери великого князя киевского Мстислава Владимировича Великого (известного в Европе под именем Харальд, как он был наречен в честь своего деда Харальда Годвинсона) - Мальмфриде Мстиславне.