Поражение в битве при Лиссе, как известно, мобилизовало усилия итальянцев и подвигло их на разработку концепции сверхкорабля, способного побороть любого современного ему противника. Это случилось в 1873. В 1876 в Италии заложили броненосец "Кайо Дуилио", а в 1880 он вошел в состав флота. И произвел фурор (читайте об этом в статье) – все военно-морские силы иных стран, как оказалось, вдруг резко устарели. Хотя, надо заметить, ведущие мировые игроки прекрасно знали о создании новейшего корабля и подготовились к событию весьма тщательно – принялись разрабатывать такие же или похожие. Правда, действовали все по-разному. Кто-то тупо копировал (точнее повторял по мере возможностей) итальянский проект, кто-то пытался разработать нечто свое.
Первой державой, сумевшей парировать итальянское превосходство на море, оказалась Франция. Французы уже в 1877 году заложили свой вариант суперброненосца. И в 1883 уже ввели его в строй. Отставание от лидера по тем временам незначительное. Причем изначально Париж требовал изобразить нечто подобное итальянским наработкам, но позднее французские инженеры разработали совершенно самостоятельную конструкцию, походившую на итальянский первоисточник разве что немалым габаритом. Так родился броненосец адмирал "Дюперре". Он делался с оглядкой на "Кайо Дулио", хотя в деталях отличался от него крепко.
Корабль предназначался для действий в Средиземном море или Ла-Манше. Поэтому французы решили, что стоит делать что-то предельно высокое и мореходное. На тот случай, что воевать придется в непогоду. Так что борт сделали высоким, а артиллерию главного калибра задрали повыше – чтобы стрелять при волнении. При этом от вспомогательного парусного вооружения решили не отказываться – чтобы иметь больший запас хода. Правда, парусное вооружение броненосца не было полным. А проектировалось по схеме шхуны – такие паруса требуют минимального экипажа для управления и не так тяжелы в отличие от полной корабельной оснастки.
Но у любых парусов есть минус – они поднимают центр тяжести корабля, что сказывается на его остойчивости. И чтобы парировать этот недостаток, корпус спроектировали с высоким надводным бортом, заваленным внутрь. Что заметно снижало массу надводного борта. И, как тогда считалось, увеличивало стойкость при обстреле – мол, вполне реален рикошет. Правда в том, что такой борт может оказаться минусом при вынужденных затоплениях отсеков корпуса (корабль быстро теряет плавучесть при затоплении части отсеков, поскольку резко сокращается надводный объем) тогда как-то не думали. Из-за желания снизить центр тяжести корабль имел только узкий броневой пояс по всему борту, который при полной загрузке броненосца почти полностью уходил под воду. Так что на тихой воде "Адмирал Дюперре", получив несколько больших пробоин надводного незащищенного борта, в теории чувствовал себя сносно. Но если эти же повреждения он бы получил при волнении, то последствия могли оказаться самыми серьезными.
Четыре орудия главного калибра 340 мм расположили в хорошо бронированных барбетах. Правда, барбеты эти на броневой пояс не опирались – сказалось стремление установить пушки предельно высоко. И вся эта масса артиллерийской установки держалась на тонком стебле бронированного элеватора подачи снарядов. Так что всего одно удачное попадание в основание барбета могло блокировать стрельбу из орудия или вовсе обрушить многотонный барбет – нижележащая часть корпуса такого потрясения могла бы и не выдержать.
Пушки установили на специальном качающемся станке – во время выстрела орудие приподнималось над барбетом, а для заряжания опускалось и скрывалось за ним. Причем все пушки были казнозарядными, что положительно сказывалось на скорострельности. Барбетов было четыре, как и орудий. И располагались они своеобразно. Два на носу и по одному в центре корпуса и на корме.
Понимая, что французские 340 мм куда слабее итальянских 450 мм, решили компенсировать отставание наличием среднего и малого калибра. Отсюда 14 орудий калибра 138 мм. Правда, стояли эти пушки открыто на палубе, так что их могло вывести из строя любое попадание, зато их было много, и своей пальбой по небронированным частям корабля противника они могли бы натворить немало бед.
Позднее вооружение корабля дополнили 47-мм скорострельные пушки Гочкиса. Их планировалось использовать против минной угрозы. И при этом все же главным оружием броненосца считали таран. Отсюда стремление конструкторов сохранить хороший ход даже при серьезных боевых повреждениях. И наличие двух носовых барбетов, расположенных бок о бок. Заодно предусмотрели и четыре надводных торпедных аппарата.
Надо заметить, что французский вариант мощного броненосца отличался хорошей мореходностью. Правда, по проекту его скорость достигала 14 узлов, а на деле – 11,5. А еще несколько удачных попаданий в надводный корпус, мало чем защищенный (при полном запасе угля броневой пояс скрывался под водой), могли отправить корабль на дно, особенно в свежую погоду. И все же то был грозный противник – из-за наличия большого количества пушек среднего калибра. Настолько серьезный противник, что сами французы очень им гордились и считали непобедимым. Правда, серии не вышло. И единственным кораблем проекта оказался сам "Адмирал Дюперре". Хотя из-за убежденности, что концепция все же хороша, французы построили четыре уменьшенных копии – броненосцы типа "Баярд". Эти корабли предназначались для службы в удаленных от баз колониях. А потому несли полное парусное вооружение, и их корпуса делались с деревянной обшивкой, осиленной броневым поясом – такие композитные корабли было проще и дешевле ремонтировать в колониях, не имевших мощных промышленных баз. И вот эти-то стационарные броненосцы 2-го ранга (то есть служившие на удаленных станциях) и оказались действительно удачными экземплярами.
Что касается самого "Дюперре", он до 1888 нес службу на Средиземном море. В 1898 его перевели на Северное море. В 1906 посчитали безнадежно устаревшим и приспособили под плавучую мишень. И тренировали на нем расчеты до 1909 года, после чего отправили на слом.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала