Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретро фотографиях. Выпуск 9

Подборка фотографий Советской авиации.

1. Гагаринский Ил-18

Ил-18В СССР-75717 Москва, Внуково, 14 апреля 1961 года
Ил-18В СССР-75717 Москва, Внуково, 14 апреля 1961 года

Самолет Ил-18В СССР-75717 над аэродромом Внуково во время торжественной встречи первого космонавта Земли Юрия Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года.

Историческая справка:

После успешного возвращения из первого в мире полета человека в космос, Юрию Гагарину была устроена тождественная встреча в Москве. Её заранее никто не планировал и все решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту Внуково, где Гагарина ожидал грандиозный приём. Там были все: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны.

По трапу из самолета спустился Гагарин и, пройдя по красной ковровой дорожке до правительственных трибун, отрапортовал Никите Хрущёву о выполнении задания. Затем в открытом лимузине, Гагарин проехал по улицам Москвы до Красной площади, стоя приветствуя встречающих его людей. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР». Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина.

После окончания демонстрации торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых не назывались. Леонид Брежнев вручил Гагарину «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и орден Ленина. Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина – Юрием.

2. Ка-15Г на поплавковом шасси

Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды
Ка-15Г б/н «15 желтый» Московская область, Люберцы, Наташинские пруды

Испытания вертолета Ка-15Г на поплавковом шасси. Фотографии сделаны в Люберцах на Наташинских прудах.

3. Ту-204 в аэротрубе

Модель Ту-204 в ЦАГИ
Модель Ту-204 в ЦАГИ

Продувка модели самолета Ту-204 в аэродинамической трубе ЦАГИ.

4. Армада Як-24 на авиапараде

Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc
Як-24 Москва, Тушино, 24 июня 1956 года. Фотография © H. Walker/Time Inc

Демонстрация первых серийных вертолетов Як-24 на авиационном празднике в Тушино 24 июня 1956 года. Обратите внимание, что вертолеты с V-образным хвостовым оперением.

5. Прототип Як-42 в Запорожье

Як-42 СССР-1974 УССР, Запорожье
Як-42 СССР-1974 УССР, Запорожье

Прототип Як-42 СССР-1974 в аэропорту Запорожья. Самый первый Як-42 отличался прямым крылом. Самолет в ходе испытаний совершал технические рейсы на многие аэродромы СССР, среди которых оказалось и Запорожье.

6. Ан-12 в Токмоке

Ан-12 Киргизская ССР, Токмок, 1981 год. Фотография © robert
Ан-12 Киргизская ССР, Токмок, 1981 год. Фотография © robert

Ан-12 на военном аэродроме Токмок в Киргизской ССР в 1981 году. Самолет прибыл из Афганистана. Обратите внимание на останки Ил-28 на заднем фоне. На данном аэродроме базировались эти легендарные бомбардировщики, последний из которых списали в 1987 году.

7. Ту-114 в Домодедово

Ту-114 Москва, Домодедово
Ту-114 Москва, Домодедово

Флагман Аэрофлота Ту-114 в Домодедово. Долгие годы самолет Ту-114 был визитной карточкой Домодедово. На заднем плане виден самолет Ил-62, который сменил Ту-114 на линиях Аэрофлота. За линейкой Ту-114 на стоянках виден самолет Ан-10.

8. Утилизация Ил-18 в Баку

Ил-18 СССР-75669 и СССР-75782 Азербайджанская ССР, Баку, Бина, весна 1982 года. Фотография © Алексея Кузнецова
Ил-18 СССР-75669 и СССР-75782 Азербайджанская ССР, Баку, Бина, весна 1982 года. Фотография © Алексея Кузнецова

Утилизация самолетов Ил-18 СССР-75669 и СССР-75782 в аэропорту Баку – Бина весной 1982 года. После списания самолеты подлежали разделки на лом металлов. Некоторым счастливчикам повезло стать памятниками или продолжить службу на земле в качестве тренажеров.

9. Ил-18 в грязи Ставрополя

Ил-18 Ставрополь, весна 1978 года. Фотография © из архива Александра Ющенко
Ил-18 Ставрополь, весна 1978 года. Фотография © из архива Александра Ющенко

Ил-18 в аэропорту Ставрополя весной 1978 года. Вид из района строящейся КДП на старый перрон и старое здание аэровокзала. Обратите внимание на грунтовое покрытие стоянок. На заднем фоне видны Як-40.

10. Ту-134, Ту-154 и Икарусы в Шереметьево

Ту-134А СССР-65951 Москва, Шереметьево, лето 1974 года
Ту-134А СССР-65951 Москва, Шереметьево, лето 1974 года

Ту-134А СССР-65951 в Шереметьево летом 1974 года. Самолет Ту-134 в одной из самых красивых ливрей, более известной как «Синяя птица». Ту-154 также в старой ливрее, на переднем плане прекрасные Икарусы, на заднем плане Ил-62, большинство которых также в старой ливрее...

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...